Достаточно часто поставщики оказывают услуги ненадлежащего качества.
В этом случае можно договориться при помощи обычных переговоров, если это не получается, тогда необходимо решать вопрос в рамках законодательства.
Когда компания, которая является покупателем, выявляет поставку некачественного товара, этот факт необходимо оформить документально.
Порядок оформления зависит от того, в какой момент была выявлена бракованная продукция –в момент приёмки или уже на складе.
Согласно Гражданскому кодексу РФ п. 1 ст. 779 суть договора поставки заключается в том, что заказчик обязан оплатить услуги, а исполнитель – оказать услуги.
Исполнитель может отказаться от исполнения данного соглашения при оказании услуг, но при условии полного денежного возмещения заказчику возникших из-за подобного отказа убытков (п. 2 ст. 782 ГК России).
Если услуги оказаны, но не удовлетворяют качеству, тогда заказчик может выставить претензию.
Например, производилась печать рекламы на бумаге заказчика.
Вся работа выполнена плохо, имеются ошибки в тексте, а лозунг вообще не соответствуют определённому товару.
Из-за плохого выполнения заказа такая услуга потеряла смысл.
В итоге заказчик теряет денежные средства на себестоимости бумаги и нарушает данные им обязательства по рекламе с третьими лицами.
Также заказчик теряет часть прибыли из-за потери времени в результате невыхода рекламы.
Под товаром понимается вещь, которая определяется мерой, весом или индивидуальными признаками.
Товар обычно предназначен для продажи или другого использования в гражданском обороте.
Действующий российский закон не даёт прямого определения такому понятию, как товар ненадлежащего качества.
По смыслу под таким продуктом следует понимать товар, имеющий недостатки.
В профессиональной сфере между исполнителями и заказчиками такому товару присвоено название «бракованный».
При этом товар может иметь просто недостатки и существенные недостатки.
В первом случае имеется в виду несоответствие обязательным требованиям, которые прописаны в законе или в установленном порядке.
Существенный недостаток – это недостаток, который невозможно устранить без определённого вложения денежных средств или затрат времени.
При оформлении претензии по договору поставки заказчик преследует такие цели, как выполнение этого соглашения между сторонами и замена товара ненадлежащего качества на другой товар более высокого качества.
К таким целям можно отнести отсутствие убытков во время исполнения договора или возврат средств за получение некачественного товара.
Благодаря оформлению данного документа потребитель имеет право потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков,
- уменьшения покупной цены в пределах нормы,
- замены на товар такой же марки, замены на такой же товар другой марки или модели с перерасчётом стоимости,
- расторжения соглашения о купле или продаже товаров.
Заказчик самостоятельно выбирает, какими из этих прав он воспользуется по отношению к исполнителю.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Права потребителей", где подробно рассказано о вариантах их защиты
Или ТУТ вы узнаете об изменениях в трудовом законодательстве
Правила наличного расчета между юридическими лицами:
Из этих правил есть исключения
К сложным и дорогостоящим товарам можно предъявить только безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов покупателя, который будет обращаться за помощью к третьим лицам.Перечень таких товаров был утверждён Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 года, № 575.
К ним относятся: автотранспорт, снегоходы, катера и яхты, холодильники, стиральные машины, компьютеры, тракторы и мотокультиваторы.
Например, если была приобретена машина, а в её салоне присутствует брак в отделочном материале, тогда можно потребовать от производителя или посредника, который занимается непосредственно продажей транспортных средств, безвозмездного устранения этого недостатка.
Другой случай: например, потребитель (детский сад) получил прокисшее молоко от городского молокозавода.
Он вправе потребовать от исполнителя услуг по договору замены товара, уменьшения цены или расторжения договора.
Но эти требования имеют законную силу, если недостатки обнаружены в пределах срока реализации.
В любых случаях положительные результаты от выставления претензий будут, так как это предусмотрено законом.
Продавец обязан исполнять свои обязанности по предоставлению качественных товаров и услуг, в противном случае ему грозит штраф или ликвидация предприятия.
Основаниями для выставления претензии по договору поставки товара со стороны заказчика могут быть неуплата или несвоевременная оплата полученного товара, а со стороны исполнителя – некачественный, неукомплектованный товар (по ассортименту и количеству), несвоевременные поставки и иные причины по обязательствам договора.
Принципы и порядок претензионной работы у покупателя в составлении претензии, если товар или услуги были некачественными по вине производителя, поставщика или транспортной компании.
Если покупатель находится близко к поставщику, тогда он может выбрать необходимый товар самостоятельно. Это выгодный вариант для любого заказчика.
Осмотр товара будет производиться на складе в присутствии представителей поставщика, и при выявлении некачественной продукции вопрос можно решить на месте.
При поставке товара транспортной фирмой заказчик проверяет соответствие продукции по сведениям, указанным в сопроводительных документах.
Если товар был испорчен при перевозке, тогда за это будет отвечать перевозчик.
В данном случае необходимо составить акт в письменной форме, где указывается дата и место составления документа, фамилии и должности всех участников акта, краткое описание обстоятельств и подписи сторон.
Покупатель также должен соблюдать сроки приёмки товара.
После поступления продукции на склад она должна быть осмотрена и проверена на соответствие всем требованиям в определённый срок.
Он устанавливается законом, договором или соответствует обычаям делового оборота.
Важно соблюдать эти сроки.
Если своевременно не уведомить поставщика о прибытии некачественного товара, тогда он имеет право отказать в предъявленных претензиях.
Уведомлять необходимо в письменной форме.
Сначала составляется акт приёмки специальной комиссией: покупатель, поставщик (если это возможно), эксперты и незаинтересованная организация.
Один экземпляр этого документа отправляется поставщику, а другой остаётся у покупателя.
Документ отправляется сразу же после оформления и подписания комиссией.
На основании акта составляется претензия с указанием реквизитов обеих сторон, основания недовольства, ссылок на нарушенные нормы закона и перечня всех прилагаемых документов.
При этом чётко формулируются все требования, например замена некачественной продукции или расторжение договора.
Претензионную работу у покупателя можно представить в виде схемы:
К вариантам решений, принимаемых поставщиком по поводу претензии, можно отнести следующие:
- возвращение денежных средств за поставленный некачественный товар,
- замена товара
- расторжение договора (если это необходимо).
Если оплата ещё не была произведена, тогда можно просто расторгнуть договор или произвести замену товара такой же модели, артикула или сорта, но хорошего качества.
Если согласно претензии была выставлена неустойка, тогда необходимо оплатить эту сумму.
В любом случае необходимо решать финансовые затраты, связанные с претензией на поставку товара.
Часто бывает так, что брак наблюдается в производстве товара, а претензия выставляется продавцу.
Например, покупатель уже дома обнаруживает брак и на следующий день обращается к администрации магазина, где приобрёл этот товар.
Продавец удовлетворяет обоснованные претензии покупателя и пользуется правом обратного требования, ожидая от изготовителя компенсации понесённых расходов.
Таким образом:
- Если покупатель получает товары или услуги ненадлежащего качества, тогда он может выставить претензию в письменной форме.
- Претензия направляется поставщику с требованиями о замене некачественного товара на товар хорошего качества такой же модели, артикула или сорта, возврате денежных средств или расторжении договора.
- Покупатель должен составить акт с описанием всех требований и кратким описанием обстоятельств.
- Акт и претензия направляются поставщику, который в указанный срок должен исполнить все требования.