Интервью

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:+7(499) 703-46-71
Москва
+7(812) 309-56-32
Санкт-Петербург
06.11.2015

"А если не будут брать — отключим газ!" Как защититься от произвола ЖКХ

"А если не будут брать — отключим газ!" Как защититься от произвола ЖКХ
Дмитрий Бурняшев
юрист,
частная практика

Кто оказывает ЖКУ, какими законами регламентируется их деятельность и как осуществляет над ними контроль?

Дать ответы на эти вопросы мы попросили юриста, отстаивающего права потребителя в сфере ЖКХ из г.Ставрополь - Дмитрия Бурняшева.

В. Какие услуги подразумевает сфера ЖКХ?

О. Определение жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ) содержится в ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги". Общие технические условия", согласно которому жилищно - коммунальные услуги — это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно - коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

ЖКУ традиционно разделяют на:

  • Коммунальные услуги - горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

    К коммунальным услугам с 1 января 2016 года будет относиться и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

  • Жилищные услуги — это работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Также ЖКУ включены в Общероссийский классификатор услуг населению, в котором разграничены жилищные и коммунальные услуги.

В. Чем регламентируется деятельность организаций, оказывающих ЖКУ?

О.

  • Конституция РФ, в которой закреплены право на жилище, частную собственность, принцип неприкосновенности жилища. Исходя из этих положений, и строится законодательство в сфере оказания ЖКУ;
  • Жилищный кодекс РФ
  • ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (№ 416-ФЗ от 07.12.2011 г.), ФЗ «О теплоснабжении» (№ 190-ФЗ от 27.07.2010 г.), ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (№ 69-фЗ от 31.03.1999 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»
  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»
  • Закон РФ «О защите прав потребителей»

Я перечислил основные документы, регламентирующие деятельность организаций по оказанию услуг ЖКХ, не затронув тему капитального ремонта, предоставления жилья по социальному найму, переселение из аварийного или ветхого жилья, хотя это также ЖКУ.

ментальная карта на Legalmap.ru

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Жилые помещения в общежитиях", где подробно объясняется какие документы нужны для получения комнаты

Или ТУТ вы узнаете, что относится к коммунальным услугам

Как пенсионеру получить субсидию на оплату жилого помещения:

http://legalmap.ru/articles/so/pref/kompensatsiya-pensioneram/

В. Что такое общее имущество в многоквартирном доме и кто его обязан содержать и ремонтировать?

О. Согласно жилищному законодательству собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.

Общее имущество можно определить, как помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом МКД и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Сюда можно отнести межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения в доме, земельный участок под домом и придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства и т.д.

Подробный перечень общего имущества содержится в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491).

Бремя содержания общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме, которое для целей содержания этого имущества выбирают один из способов управления многоквартирным домом.

В. Какие существуют способы управления многоквартирными домами?

О. Существует три способа управления МКД:

  1. Непосредственное управление. Данный способ возможен в домах, где количество квартир не более 30. Как правило, собственники на общем собрании выбирают организацию, которая будет оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества.
  2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

    ТСЖ - это объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом вМКД. Жилищный или жилищно-строительный кооператив-это объединение граждан и в установленных в целях удовлетворения потребностей в жилье, а также управления МКД.

    Такой способ управления имеет место быть, когда жильцы дома более-менее знают друг друга и среди них есть группа активистов, которые и формируют направление деятельности.

  3. Управление управляющей организацией. При таком способе управления собственники помещений заключают с управляющей организацией договор управления МКД, условия которого утверждаются на общем собрании собственников помещений в МКД.
Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть изменен в любое время по их решению.

В. Что такое общее собрание собственников помещений в МКД?

О. Дело в том, что МКД - это совокупность квартир, нежилых помещений. Как мы уже отметили, в МКД есть общее имущество. И для целей решения вопросов по управлению этим имуществом был создан такой институт в жилищном законодательстве как общее собрание собственников помещений в МКД.

Для понимания, что такое общее собрание всегда рекомендую посмотреть фильм режиссера Эльдара Рязанова «Гараж».

В. Какие наиболее частые нарушения прав граждан в сфере оказания ЖКУ?

О.

  1. На первом месте неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК обязанности по содержанию общего имущества в МКД. Основные нарушения, которые можно обнаружить не имея специальных познаний -это нарушения по уборке лестничных площадок и клеток, придомовой территории.
  2. На второе место я бы поставил - изменение тарифов на содержание общего имущества в одностороннем порядке. Такие нарушения в большинстве случаев имеют место быть в случае управления управляющей организацией, когда тариф на содержание и ремонт общего имущества должен утверждаться общим собранием собственников помещений в МКД.

    Управляющие организации в нарушения требований закона меняют тарифы в одностороннем порядке без проведения общего собрания.

  3. Ну и на третье место я бы поставил нарушения порядка ограничения или приостановления коммунальных услуг.

    Законодательно предусмотрено право организаций, предоставляющих коммунальные услуги, приостановить подачу определенных коммунальных услуг потребителям, имеющим задолженность, с соблюдением процедуры по уведомлению.

    В большинстве случаев процедура уведомления не соблюдается, и гражданам незаконно отключают коммунальные услуги.

Также в борьбе с задолженностью организации устанавливают так называемые «канализационные заглушки», что противоречит действующему законодательству и делает дальнейшее проживание в такой квартире невозможным.

В. Кто осуществляет контроль и надзор в сфере ЖКУ?

О. Я бы выделил:

  1. Общественный контроль в виде самих пользователей ЖКУ, которые имеют много прав в данном направлении, и общественные организации, которые создаются для оказания юридической помощи в сфере ЖКУ.
  2. Государственный надзор в виде Государственной жилищной инспекции, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Прокуратуры РФ.

В. Если граждане не согласны с принятым по их общению по результатом проверки решением, где можно обжаловать действия должностных лиц?

О. Если лицо, обратившиеся с жалобой или обращением считает, что принятое решение контролирующего органа незаконно и нарушает его права и законные интересы, то он вправе обратиться в судебные органы и оспорить соответствующее решение, действие или бездействие контролирующего органа или должностного лица.

При этом лицу при обжаловании стоит руководствоваться уже Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В. Исходя из Вашей практики, какие вопросы по ЖКУ наиболее часто встречаются?

О. Чаще всего граждане обращаются с вопросами установления размера платы за услуги управляющих организаций. В большинстве случаев при изучении вопроса выясняется, что организации повышают без каких-либо законных оснований плату за услуги.

В дальнейшем составляется претензии с требованиями о возврате неосновательного обогащения.

Если организация не удовлетворяет претензию, то составляется иск в суд.

К сожалению, для граждан сфера ЖКУ «темный лес» и без знаний законов в этой сфере очень сложно отстаивать свои права.


Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7(499) 703-46-71 (Москва)
+7(812) 309-56-32 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!