Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит значительные изменения и уточнения в порядок изъятия земельных участков и находящейся на них недвижимости для государственных или муниципальных нужд, делая процедуру изъятия более прозрачной и четкой.
Внесены несущественные изменения в терминологию, так вводится понятие «правообладатели земельных участков».
Вместо «изъятия земельных участков» появилась формулировка «принудительное отчуждение земельных участков», из некоторых статей исключены слова «путем выкупа земельных участков».
Условия образования земельных участков получили некоторые уточнения.
Допускается отсутствие письменного согласия правообладателей земельного участка в случаях его нахождения в государственной или муниципальной собственности, а также на основании решения суда и в случаях необходимости изъятия для государственных и муниципальных нужд.
Основания изъятия получили следующие изменения: вместо «размещения объектов» использована формулировка «строительство и реконструкция»; из перечня значимых объектов исключены обеспечивающие защиту и статус Государственной границы, добавлены автомобильные дороги, имеющие определенную значимость.
Существенные изменения внесены непосредственно в процедуру изъятия, сделав данный механизм прозрачным и четким.
Конкретно прописаны органы, отвечающие за принятие или непринятие решения об изъятии в зависимости от нужд государственного или муниципального значения.
Установлен четкий перечень документов и условий, позволяющих проводить процедуру изъятия.
Подробно описана процедура изъятия, которая возможна на основании поданного ходатайства об изъятии.
Перечислены организации, имеющие право обратиться в соответствующие уполномоченные органы с ходатайством об изъятии.
Определены форма и содержание ходатайства, в том числе цели, прилагаемые документы, способы подачи в исполнительный орган.
Перечислены обстоятельства, при наличии которых ходатайство может быть возвращено в пятидневный срок без рассмотрения с указанием причины.
В случае отсутствия перечисленных обстоятельств уполномоченный орган обязан в тридцатидневный срок принять решение об отказе или удовлетворить ходатайство об изъятии.
Случаи отказа в удовлетворении ходатайства также прописаны.
Описана процедура выявления лиц, являющихся правообладателями заданных земельных участков.
Указаны обязанности уполномоченного органа в случае, если отсутствуют данные о правообладателях земельного участка, подготавливаемого к изъятию, и расположенных на его территории объектов недвижимости и в случае, если выявление правообладателей осуществляется, основываясь на ходатайство об изъятии.
Уточнено содержание сообщения о планируемом изъятии, подлежащем опубликованию или размещению на сайте.
Перечислены объекты, в отношении которых может приняться решение об изъятии, указаны прилагаемые документы.
Описаны случаи невозможности принятия решения и случаи, не являющиеся препятствием для принятия такового.
Перечислен порядок действий и сроки уполномоченного органа, отвечающего за принятие решения.
Подробно описана процедура подготовки соглашения между сторонами об изъятии, включающая в себя права и обязанности сторон.
Установлена процедура, позволяющая определить размер возмещения стороне, земельный участок которой изымается, описаны значимые особенности проведения данной процедуры.
Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2015 года.
Его основные составляющие:
- Основания для изъятия;
- Органы, отвечающие за принятие решения об изъятии;
- Необходимые условия изъятия;
- Ходатайство об изъятии;
- Выявление правообладателей изымаемых земельных участков;
- Принятие решения об изъятии;
- Подготовка соглашения об изъятии;
- Определение возмещения в связи с изъятием.