Минздрав РФ собирается отводить врачу на прием больных меньше времени, чтобы скорректировать и осовременить действующие до сих пор нормативы 1981 года.
На вооружение предполагается взять опыт европейских стран, где с пациентами долго не разговаривают.
Задумано также избавить эскулапов от излишней бумажной «волокиты», оснастив их рабочие места электроникой.
Национальная медицинская палата не согласилась с инициативой Минздрава, отметив, что документ не учитывает реалии российской жизни.
В далеком 1981 году Минздрав СССР утвердил Приказ № 1000, которым было определено, что участковый терапевт уделяет одному пациенту в поликлинике 12 минут, на профосмотре принимает 7,5 человек в час, и полчаса тратит на одного, выходя на участок.
Формально эти нормы лет двадцать назад потеряли свою юридическую силу, но многие главные врачи руководствуются ими и поныне.
Чтобы получить актуальные данные о поминутном общении врача с одним посетителем, Минздрав инициировал проведение фотохронометража в семнадцати областях РФ.
Выяснилось, что у докторов «узких» специализаций время (поминутно) варьируется так:
- семейный доктор - 18;
- терапевт и педиатр - 15;
- оториноларинголог - 16;
- офтальмолог - 14;
- невролог и гинеколог - 22.
Планируя «сжать» временной отрезок, отводимый на посещение одного узкого специалиста, Минздрав призывает оглянуться на Европу, где врач общей практики уделяет своему клиенту от восьми (Англия) до 15 минут (Австрия).
Планы чиновников по сокращению времени приема серьезно обеспокоили общественность, и летом прошлого года Национальная медицинская палата ознакомила федеральных чиновников со своими выводами по поводу грядущего изменения нормативов.
Чтобы не быть голословными, медики провели по регионам собственный хронометраж «трудодня» участкового терапевта и выяснили, к примеру, что в Новосибирской области картина (в минутах) такая:
- семейный доктор - 25;
- педиатр - 23;
- терапевт - 20;
- прием на дому - от 30 до 40.
Следовательно, убеждены специалисты, нецелесообразно отводить меньше времени на аудиенцию, а надо сделать более эффективной саму врачебную деятельность, сведя к минимуму «отвлекающие» факторы.
Так, сейчас от 30 до 50% времени доктор уделяет заполнению карточек, справок и иных рутинных бумаг: всего 9 обязательных документов.
В Нацпалате считают, что избавиться от гнетущего «бумажного кома» можно двумя путями:
- Компьютеризировать врачебный кабинет.
- Добавить к имеющейся еще одну медицинскую сестру.
С точки зрения Леонида Рошаля, пересмотру надо подвергнуть и поправочные коэффициенты, которые касаются вызовов на дом: путь до заброшенного села или до городского дома отнимает разное время.
Как резюмировали российские медики с мировыми именами - министерский проект нуждается в кардинальной доработке.
Как будто услышав глас общественности, Министерство здравоохранения разработало конкретные меры по избавлению врачей от избыточного «бумаготворчества».
Напомним, сейчас десятая часть взрослых и треть маленьких пациентов с родителями приходят в поликлиники за справками.
Минздрав намерен «снять» с высшего медперсонала заботу о заполнении шести из девяти документов.
Как объяснила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, какие-то справки можно будет получить через интернет, а остальные смогут заполнять медсестры либо медрегистраторы.
У некоторых документов увеличится срок действия (с 6 до 12 месяцев).
Запланированная информатизация в медицинских учреждениях также позволит уменьшить нагрузку на врача, - отметила Скворцова.
Что же касается прогнозируемой «ревизии» нормативов труда, во имя его оптимизации, то, по уверениям министра, это еще и возможность повысить на местах заработную плату, которая отличается у врачей одного уровня не только по разным регионам, но и внутри региона.
Минздрав России напоминает, что обсуждаемые нормативы призваны стать ориентиром для руководителей больниц и клиник: именно администрация упорядочивает деятельность своих подчиненных.
Но, только врач решает, сколько времени он уделит своему пациенту, и цифры, заложенные в проекте приказа, могут трансформироваться после общественной дискуссии.