Первый зампред думского комитета по транспорту Михаил Брячак, представляющий в Госдуме партию «Справедливая Россия», сообщил журналистам, что уже на осенней сессии комитет внесет на рассмотрение депутатов законопроект о введение уголовной ответственности руководителей и должностных лиц дорожных организаций, по вине которых произошло ДТП со смертельным исходом.
Эксперты отмечают, что законопроект имеет все шансы быстро стать законом в свете недавнего замечания президента РФ Владимира Путина о том, что на дорогах России в последнее время стало происходить «слишком много» смертельных происшествий.
Это подтверждает и официальная статистика ГИБДД.
Только с начала 2015 года (включая июль) на автомобильных дорогах страны случилось около 97 тыс. ДТП, причем более трети из них в той или иной степени произошли из-за неудовлетворительного обустройства и содержания дорог и улиц.
При этом на такие ДТП приходится также более трети всех погибших (4,5 тыс. из 11,8 тыс.). Так что законопроект, как говорится, давно назрел.
Как подчеркнул Михаил Брячак, в органы государственной власти и местного самоуправления приходит «масса обращений», в которых граждане жалуются на некачественное обслуживание дорог: работы выполняются или несвоевременно, или не в полном объеме, начиная с расчистки и подсыпки дорог и кончая ликвидацией снежных заносов и повреждений дорожного полотна.
И это часто прямая причина ДТП со смертельным исходом. Однако за такие трагедии никто не отвечает перед законом.
Законопроект думского комитета предлагает ввести для должностных лиц дорожных организаций уголовную и административную ответственность за нарушения в содержании дорог.
Если такие нарушения стали причиной смерти людей – лишение свободы от трех до пяти лет, если же их выявили надзорные службы и общественные организации – штраф и лишение занимаемой должности.
Законопроект еще только разрабатывается, но у него уже появились оппоненты.
Так, по словам Юрия Васильева, доцента кафедры дорожных материалов МАДИ, есть опасность, что после принятия закона в большинстве ДТП станут обвинять дорожников.
Эксперт указывает, что дорога похожа на организм, состояние которого определяет множество факторов, и всегда очень сложно выявить истинную причину ДТП – действия водителя или огрехи в работе дорожников.
Ученый считает, что законопроект должен ограждать последних от огульных обвинений во всех авариях.
Кстати, дорожников можно наказать и сейчас, но только рублем и только за ущерб, причиненный автомобилю в результате аварии.
Если, конечно, в суде будет доказано, что ДТП произошло по вине дорожной организации.
Правда, в силу менталитета российских водителей с подобными исками в суд не обращается и трех процентов пострадавших.
А зря. Если бы каждый водитель знал, что суды с дорожниками выигрываются почти в 90 процентах случаев, порядка в содержании дорог наверняка было бы больше.
Кто бы хотел разориться на выплате компенсаций, если исковые заявления из-за ямы или незакрытого люка стали бы подаваться в массовом порядке?
И уж совсем мало водителей знают, что состояние всех дорог регламентирует ГОСТ.
А он весьма суров: размеры выбоины не должны превышать хотя бы один из параметров формулы 15х60х5, где 15 см – длина, 60 см – ширина, а 5 см – глубина.
Естественно, эти параметры появились не от фонаря, а по результатам испытаний.
Любое превышение любого из этих размеров чревато повреждением автомобиля.
Так что если ДТП случилось из-за наезда на такую «ямку», нужно немедленно ее замерить. Выбоина больше допустимой? Можно смело отправляться в суд.
Разумеется, оформив аварию, как полагается.
Для этого нужно:
- вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП;
- найти хотя бы двух свидетелей ДТП (не забыв записать их данные);
- снять выбоину на мобильный телефон (или любое другое средство фото- или видеофиксации);
- настоять, чтобы автоинспектор внес в протокол детали происшествия, в том числе отсутствие ограждений и дорожных знаков, а также данные понятых и свидетелей, наличие фото- или видеосъемки выбоины;
- получить копию этого протокола;
- отправиться в ГИБДД, чтобы получить там справку по форме 154 и акт о состоянии дорожного покрытия;
- там же узнать, какая организация обслуживает аварийный участок дороги;
- договоритесь с компанией-оценщиком ущерба о времени и месте проведения экспертизы поврежденного автомобиля и сообщите об этом дорожной организации (заявление пишется в свободной форме, но отправляется обязательно заказным письмом), сохранив почтовую квитанцию.
- получить документ об оценке повреждений автомобиля.
Все. Именно теперь можно подавать исковое заявление о взыскании ущерба с виновника ДТП.
Это должен быть райсуд по месту нахождения дорожной организации (говоря официально, по юридическому адресу).