Вносить ясность в правоприменительную практику, регулируемую федеральным законом №4468-I от 12 февраля 1993 года («О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), и устранять собственную оплошность пришлось высшей судебной инстанции – Конституционному суду РФ.
Сыр-бор разгорелся из-за наименования закона №4468-I и собственного постановления КС, принятого еще в 2004 году. Поясним ситуацию на примере.
Скажем, армейский офицер или сотрудник уголовно-исполнительной системы, выйдя на пенсию по выслуге лет и желая иметь приработок к этой пенсии, поступал на службу в прокуратуру или на таможню и… или тут же терял пенсию (точнее, выплата ее приостанавливалась до того момента, когда он увольнялся из этих структур), или спокойно получал и пенсию, и зарплату.
Как начальство решит. Естественно, это не устраивало тех, кто переставал получать пенсию.
Стали плодиться судебные тяжбы. Но это только подлило масла в огонь.
В одних случаях суды, ссылаясь на перечень лиц, указанных в названии закона №4468-I, оставляли за истцами пенсию (мол, прокуратура и таможня в законе не указаны), а в других – соглашались с приостановкой ее выплаты (приравнивая по умолчанию прокуратуру и таможню к военным и правоохранительным структурам).
Правовую коллизию не смог разрешить даже Верховный суд РФ, и порочная практика двойного правоприменения продолжалась.
Пришлось вмешаться в ситуацию Конституционному суду. Однако он допустил маленькую оплошность с большими последствиями.
Признав в 2004 году, что закон №4468-I не противоречит Конституции РФ, КС подтвердил, что пенсионеры перечисленных в законе структур, переходя в них на службу, не вправе получать еще и пенсию.
Однако в своем решении КС забыл включить в список этих структур уже названные таможню, прокуратуру и иные аналогичные ведомства.
Поэтому суды, продолжая рассматривать такие споры, по-прежнему или считали приостановку выплаты пенсии правомерной, или принимали сторону истца, и он получал и пенсию, и зарплату.
Чаще других от такой несправедливости в силу своей многочисленности страдали военные пенсионеры, и Минобороны РФ попросило Конституционный суд внести в этот вопрос окончательную ясность.
Для этого суду пришлось толковать не только букву, но и дух всех законов, регулирующих правоотношения в данной сфере.
КС согласился, что закон №4468-I действительно ограничивает круг лиц, подпадающих под его действие, однако другие законы - в частности, «О службе в таможенных органах РФ» и «О прокуратуре РФ» - уравнивают сотрудников данных органов и иных аналогичных структур с лицами, проходившими службу в Вооруженных силах и других ведомствах, указанных в законе №4468-I.
То есть суды должны ссылаться не на отдельные положения закона №4468-I, а руководствоваться установленными им нормами и условиями в совокупности.
Проще говоря, теперь пенсионеры по выслуге лет уравнены в правах, а именно: при переходе на службу в любую из перечисленных военных и правоохранительных структур выплата пенсий приостанавливается для всех без исключения.