Проблема создания фирм-однодневок возникла одновременно с возникновением предпринимательства в России.
По правде, эти фирмы не существовали один день, а могли функционировать от несколько месяцев до несколько лет.
Но функции, которые возлагались на них, связаны с обналичкой денег.
Понимают ли в правительстве весь тот вред, который наносят эти фирмы экономике и какое наказание за их деятельность предусмотрено? Об этом ниже.
Для справки. Обналичка денег является сленговым названием финансовых операций, которые совершаются для уклонения от уплаты налогов.
В результате этих операций субъект получает наличную денежную массу, которая не проходит по бухгалтерским документам.
Обналичка или ее другое название «черный нал» возникает в процессе заключения и «осуществления» мнимых сделок.
Эти сделки изначально ничтожны, хотя по форме в них присутствует и исполнитель, и заказчик, и определенные работы, которые нужно выполнять, и которые, якобы, выполняются.
Датой рождения обналички можно считать принятый еще в 1988 году закон, легализовавший предпринимательство.
Тогда буквально через несколько месяцев после принятия закона, у многих кооператоров появились разные ценники на один и тот же товар.
Одни ценники для тех, кто покупает за безналичные, другие - кто покупает за наличные.
С тех пор обналичка настолько прочно засела в нашем обществе, что многие предприниматели даже не представляют себе, как может быть иначе.
Вред или польза экономике?
Обыватели ошибаются, считая обнал сугубо личным делом предпринимателей, который особо серьезного урона экономике и обществу не наносит.
Можно услышать скептическое отношение к серьезности этой проблемы, которая аргументируется тем, что обналичкой занимаются исключительно мелкие предприниматели.
Ну сколько они, эти предприниматели, утаят денег от государства?

Во-первых,обналом занимаются не только мелкие предприниматели, но и середнячки и крупный бизнес. Абсолютно все категории предпринимателей стараются иметь «черный нал».
Во-вторых, обналичка является стимулирующим фактором, непосредственным источником для существования коррупции .
Для крупного и среднего российского бизнеса нужны неучтенные наличные, для того, чтобы иметь средства воздействия на коррупционеров среди госслужащих.
Именно благодаря «черному налу» существуют чемоданы с деньгами, которые заносятся продажным чиновникам.
В противном случае денег взять было бы неоткуда – за них пришлось бы в скором будущем отвечать перед ревизией.
Вот еще один вывод. Прикройте его, и коррупция значительно уменьшится.
В-третьих, обналичкой сегодня занимается огромное количество предприятий, тех самых фирм-однодневок.
Масштаб просто катастрофический.
Для примера – по состоянию на 2009 год из более 4 млн. предприятий, реальной деятельностью занималось чуть больше трети.
Это в пределах 1,5 млн фирм. А остальные имели все признаки однодневок.
То есть, количество фирм, которые занимаются обналичкой, почти в два раза превышает количество тех фирм, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Ежегодный оборот фирм-однодневок в тот период достиг 150 млрд долларов США или 4-5 трлн рублей.
Бюджетные потери составили от 1 до 2,5 трлн. рублей в год, в то время, как федеральный бюджет был чуть больше 7 трлн рублей.
Вот и считайте, что от 13 до 35% бюджетных денег у госказны просто увели.
Уже через 4-5 лет ориентировочные подсчеты потерь от фирм однодневок составляли от 2 до 4,5 трлн рублей.
Вы до сих пор считаете, что фирмы-однодневки не наносят значительного урона государству?
Инструменты для борьбы с обналом
Раз есть такая проблема, значит, государство в лице ее правительства и руководства должно решать эту проблему.
Сказать, чтобы фирмы-однодневки упорно не замечали, нельзя.
Определенные инструменты в российском законодательстве для борьбы с ними были и есть. Все они закреплены в уголовном законодательстве Российской Федерации.
Причем воздействуют как на самих исполнителей, на фирмы-однодневки, так и на инициаторов, то есть заказчиков обналички.
На первых воздействуют такими статьями, как:
- мошенничество;
- легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем;
- незаконная банковская деятельность.
Для инициаторов предусмотрены такие статьи, как:
- уклонение от уплаты налогов и сборов;
- лжепредпринимательство;
- легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Статьи в уголовном законодательстве существовали давно, но размеры обналички возрастали, количество фирм-однодневок росло.
Причина этого явления заключалась в том, что если раньше обнальщиков крышевал уголовный элемент, организованный в ОПГ, то благодаря перечисленным инструментам правоохранительные структуры, по сути, отжали эту «дойную корову» под свою «крышу».
Отсюда и сказочный рост благосостояния оборотней в погонах, которые прочно сели на эту поистине золотую жилу.
Треть госбюджета на личные нужды нескольких или десятков тысяч коррупционеров это очень крупная сумма.
Новые изменения в законы
Это стало понятно и руководству государства, в результате чего были предприняты дополнительные меры по борьбе с фирмами-однодневками.
Так, в декабре 2011 года были внесены изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ужесточающее ответственность за деятельность по обналичке.
В результате внесенных изменений, изменилась объективная сторона лжепредпринимательства, предусматривающая ответственность за противоправное создание юрлица через подставных лиц.

Коррупционеры за участие в этих преступлениях вынуждены будут либо уплатить до полумиллиона рублей штрафа, либо исправительными работами на срок до 240 часов, либо тюремным сроком до 5 лет.
Вторая часть этой статьи предусматривает санкции за противоправное использование документов с целью создания фирм-однодневок.
То есть, если удается доказать, что документы для создания фирмы брались у представителей маргинальных слоев населения, у которых нет определенного места жительства или ведущих нетрезвый образ жизни, употребляющих наркотики, субъекту эту деятельности предстоит нести уголовное наказание.
Раньше широко и безнаказанно использовались документы алкоголиков, бомжей, наркоманов для создания подобных фирм.
Эти люди получали бутылку, дозу или даже им выплачивались какие-то небольшие деньги.
Именно они и несли ответственность перед законом в случае раскрытия преступной деятельности.
Теперь же законодатель определил, что ответственность в виде полумиллионного штрафа или лишения свободы до трех лет должны нести те, кто организовал подобный подлог.
Насколько эффективно избавили принятые изменения в уголовное законодательство, сказать тяжело.
Скорее, особых изменений не произошло. С оговоркой на вышесказанное, это еще один инструмент, который дается в руки правоохранителей для борьбы с противоправным явлением.
Но чтобы этот инструмент применялся эффективно, нужна воля тех, кто его применяет.
Проблемы продолжают вскрываться
К чести законодателя стоит отметить, что эту проблему он понимает.
Это можно проследить на таком примере, как отмена в 2010 году 173 статьи УК РФ«Лжепредпринимательство», потому что ее нечеткие формулировки позволяли оборотням в погонах использовать ее для злоупотреблений.

Но вот новые статьи этого кодекса, приведенные выше, 173.1 и 173.2, заменяют прежнюю.
Только теперь меч правосудия направлен на тех, кто непосредственно создает и помогает создавать фирмы-однодневки.
Но скорее всего данные нормы права являются предупреждением для руководителей и учредителей таких фирм, что им необходимо в срочном порядке сворачивать свою деятельность.
В мае 2014 года вносятся изменения в законодательство о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Суть изменений заключается в том, что для регистрации фирмы в налоговой или Многофункциональном центре, регистратор обязан показать нотариально удостоверенную доверенность от учредителей организации.
Такое нововведение было вызвано тем, что при расследовании преступлений с фирмами-однодневками, учредители и заявители отказывались от своего участия в их создании, ссылаясь на самовольство лица, занимающегося их регистрацией.
Но если сами заявители будут подавать документы, то никаких доверенностей от них не требуется.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Способы приобретения жилья", где подробно объясняются процедуры дарения, наследования и приватизации
Или ТУТ вы узнаете как составляется положение об оплате труда
Какие положены выплаты ветеранам труда:
А как надо бороться?
Ужесточение или смягчение ответственности за обналичку, создание фирм-однодневок не в состоянии в корне изменить ситуацию в стране.
Как уже выше указывалось, это всего лишь инструменты, орудие в руках правосудия, его представителей.
Штрафы в 300 и 500 тысяч рублей, лишение свободы на 3 и 5 лет – вполне достаточные санкции, чтобы злоумышленники задумались о необходимости прекратить свою преступную деятельность.
Придумывать что-то еще, не имеет смысла.
Проблема стоит в плоскости постоянного улучшения методов расследования преступлений в сфере экономики.
Задача следователей заключается в установлении истинных выгодоприобретателей от деятельности фирм-однодневок, фиксации фактических данных, чтобы этих лиц можно было привлечь к ответственности.
Можно ли это сделать? Можно.
Потому что государство обладает целым набором различных возможностей, которые еще на этапе регистрации таких фирм позволяет их отсеивать.

Далее, с помощью различных баз, в том числе и ЕГРЮЛ, налоговики могут увидеть и проследить сомнительные показатели и операции.
Есть у налоговиков и другие методы и способы контроля.
Все это позволяет очень эффективно пресекать деятельность рассматриваемых фирм еще на стадии их регистрации и начала их деятельности.
Топтание же вокруг ужесточения санкций не сможет качественно изменить ситуацию в этой сфере.
Это только приведет к тому, что обналичка подорожает, поскольку формально риски у фирм-однодневок вырастут.
Вместе с этим повыситься коррупция, потому что «крыша» потребует увеличить сумму оплаты за крышевание.
Таким образом, внесение в законы более серьезных видов наказания за деятельность фирм-однодневок только ухудшит ситуацию.
Государственный бюджет будет недополучать еще больше средств, а коррупция только повысится.