Интервью

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:+7(499) 703-46-71
Москва
+7(812) 309-56-32
Санкт-Петербург
29.01.2016

Уголовный кодекс об уплате налогов и сборов (ст.199 УК РФ)

Уголовный кодекс об уплате налогов и сборов (ст.199 УК РФ)
Валентина Дублина
Адвокат,
Ведение гражданских и уголовных дел

Известно, что традиции хозяйственной деятельности в нашем обществе, в силу особого исторического пути, значительно отличается от развитого в этом плане мира.

Преследуя цель интеграции в мировое сообщество, Законодатель особое внимание уделяет совершенствованию тех сторон деятельности хозяйствующих субъектов, которые еще не стали привычными и неоспоримыми.

Одной из таких проблем является понимание обязанности неукоснительной уплаты налогов и сборов. Именно ей посвящена ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

В беседе с адвокатом Валентиной Дублиной будут рассмотрены вопросы, связанные с предусмотренными в этой статье преступлениями, определен круг ответственных лиц, а так же рекомендации для этих лиц при возникновении ситуаций, связанных с выявленными нарушениями.

В. Кто может быть привлечён к ответственности по данной статье?

О. По данной статье преступник определен специально – это ответственное подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов физическое лицо.

Естественно, достигшее возраста 16 лет и вменяемое.

Это определение уточняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», это, в частности: «

  • а) руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);
  • б) иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);
  • в) лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п. несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7)».

В. В каких случаях к ответственности может быть привлечён главбух?

О. В случаях, когда грубые нарушения именно главбуха привели к уклонению от уплаты налогов в крупном размере.

Презюмируется, что вина главного бухгалтера должна быть доказана, ведь обычно распоряжения ему отдает гендир – если преступные распоряжения исходили от него, то и главное лицо компании можно привлечь.

Ведь, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), ответственность за организацию бухучета в организации, и соблюдение закона при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций.

Бухгалтерия же ответственна за непосредственное ведение бухгалтерского учета.

И здесь большая часть ответственности на главбухе – за грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена административная ответственность (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях)

В. Роль фирм однодневок в уклонение от уплаты налогов и ответственность их организаторов применительно к ст.199 УК РФ

О. Под «фирмой-однодневкой» понимается юрлицо, у которого нет фактической самостоятельности в принятии решений, ведений хозяйственной деятельности, оно создано без цели ведения предпринимательской деятельности и зарегистрировано по адресу «массовой регистрации», в большинстве случаев налоговую отчетность такие фирмы также не представляют, либо представляет отчетность с нулями.

У «фирмы-однодневки» есть официальные учредители, они, как и необходимо по закону, указаны в учредительных документах, но реально руководят компанией «теневые» учредители, у которых есть все ресурсы для этого и которых в документах не найден.

Таким образом, «фирма-однодневка» – это существующая лишь на бумаге организация, которая не ставит себе целью ведение реальной экономической деятельности.

Большинство «однодневок» используется для уклонения от уплаты налогов: налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает на произведенные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС.

Заключение сделки с «фирмой-однодневкой» может повлечь для компании-контрагента очень неблагоприятные последствия, например, в виде риска привлечения к административной, налоговой, а то и уголовной ответственности. Более того, зачастую уголовные дела заканчиваются обвинительными приговорами с предусмотренными в соответствующих статьях УК РФ наказаниями.

В. Проведение доследственной проверки

О. В подавляющем большинстве случаев уголовное дело возбуждается после поступления в следственные органы материалов от сотрудников ФНС, проводивших до этого выездную проверку в компании. 

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если налогоплательщик не выплачивает недоимку по налогам или сборам в течение двух месяцев с момента, когда такая оплата должна была быть произведена, налоговики, которые выявили это и считают, что есть основания для возбуждения дела, обязаны обратиться к следователям в 10-дневный срок.

Если же недоимка была погашена в двухмесячный срок с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора, то материалы налоговой проверки просто не попадут в следственные органы за неимением основания и, следовательно, не будет никакого уголовного дела.

Материалы для возбуждения дела по ст. 199 УК РФ могут быть получены не только от налоговых органов, возможно также их получение в результате оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Следует отметить, что в делах по обсуждаемой статьей 199 УК РФ первостепенную роль в доказывании вины играет умысел (или его отсутствие). 

Пленум Верховного суда разъяснил нам в п. 8 своего Постановления N 64 (которое уже упоминалось), что «уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты».

В. В офисе обыск. На что обратить особое внимание?

О. Изначально выявлением и пресечением преступлений занимаются органы внутренних дел. 

Они проводят оперативно-розыскные и проверочные мероприятия.

Если выявляют признаки налогового преступления - направляют материалы в Следственный комитет и в налоговые органы.

Сотрудник СК проверяет поступившие от его коллег материалы, если есть необходимые основания, то возбуждает и расследует уголовное дело, а когда расследование завершено, направляет его в суд.

Следователь проводит необходимые следственные действия: например, допрашивает свидетелей, изымает документы, назначает экспертизы.

При этом полиция и налоговики находятся со следователем в постоянном взаимодействии и по его требованию представляют необходимую информацию, а также обмениваются информацией между собой.

Полномочия Следственного комитета и органов полиции различны, но их задачи по пресечению налоговых преступлений едины.

В. Какие конкретно следственные действия могут проводиться?

О. С обыском в нежилом помещении и выемка документов и предметов дела обстоят просто – эти мероприятия проводятся на основании постановления следователя, когда тот сочтет необходимым.

Сложнее с выемкой документов, содержащих государственную или налоговую тайну, или информацию о вкладах и счетах граждан в банках, наложением ареста на имущество, контролем и записью телефонных переговоров – все это должно быть санкционировано судебным решением.

К личному досмотру это также относится, если только не проводится задержание подозреваемого.

Все следственные действия не могут производиться ночью (с 22.00 до 6.00).

Во время обычной выездной налоговой проверки инспекторы могут в любой момент привлечь сотрудников полиции

Такое право дает п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции).

Кроме того, полицейские могут прийти как вместе с налоговыми инспекторами в качестве дополнительной поддержки, так и самостоятельно.

Если налоговики и полицейские нагрянули внезапно – это законно, инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять документы о привлечение полиции.

Минфин также указал, что «сотрудники органов внутренних дел также могут принимать участие в дополнительных мероприятиях налогового контроля».

У полицейских больше прав: они могут пользоваться всеми средствами и методами в рамках своей компетенции, которые предоставлены Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД).

В частности, на основании судебной санкции может быть проверена почта организации (в том числе и электронная) и прослушаны телефонные переговоры.

Вся информация, полученная сотрудниками органов внутренних дел, приобщается к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений.

Проведение полицейских проверок как в рамках совместных проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий можно условно разделить на три этапа - предварительный сбор информации, формирование доказательной базы и (при необходимости) возбуждение уголовного дела.

Полицейские имеют право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий.

На первом этапе проводится предварительный сбор информации, главная его задача заключается в том, чтобы понять, как работает организация, получить предварительные доказательства и подготовиться к их изъятию.

В основном на предварительном этапе информация собирается без ведома и согласия проверяемого лица. 

Однако, немаловажный факт – проводить мероприятия наподобие «прослушки» телефонов полицейские могут только получив санкцию суда при серьезном подозрении в наличии состава преступления.

На практике прослушивание телефонных разговоров – частое явление, и оперативник, узнавший таким образом местонахождение предполагаемых доказательств по делу, совершенно законно изымает их из этого места.

Обычно уже никого не интересует, откуда взялась информация о нахождении документов.

В крайних случаях полицейский может сослаться на информацию из оперативных источников или на анонимное сообщение.

В. Особенности проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

О. В ходе проведения выездной налоговой проверки инспектор выразил сомнение в подлинности счета-фактуры, по которому предприятие заявило значительную сумму НДС к вычету, и пригрозил проведением судебно-бухгалтерской экспертизы.

Важно отметить, что назначить проведение экспертизы могут следователь, прокурор или суд, при этом область проведения экспертизы ограничивается теми операциями (и их отражением в бухгалтерском учете), которые в плохом смысле слова заинтересовали соответствующие органы.

Могут быть привлечены как государственные эксперты, так и «частные» - те, кто аттестован по закону в качестве эксперта по бухучету и имеют квалификацию не ниже специалиста.

Эксперт ограничивается запросом – инициатор экспертизы впоследствии может расспрашивать его лишь по предмету проверки.

Эксперты проверяют все систематично и досконально, по отдельности и во взаимосвязи, все документы и их соответствие реальному положению дел.

Эксперт может, к примеру: выявлять влияющие на показатели хозяйственной деятельности признаки искажения данных бухучета, проверять возможность наличия «двойного учета», искать противоречия в документах и записях и даже воссоздавать искаженные записи учета. 

Когда эксперт закончит проверку всего массива документов, он составляет заключение, один экземпляр – к заказчику (в следственный комитет, прокуратуру или суд), а второй – себе.

Зачастую на этом дело не заканчивается и эксперта вызывают на судебное заседание, чтобы его допросить.

Эксперт отвечает на вопросы, поясняет, объясняет то, что он имел в виду и как пришел к таким выводам. 

У пояснений эксперта колоссальное значение – если не будет разъяснен какой-либо сложный, но важный момент, решение суда может быть совсем другим.

Однако эксперта может привлечь и налогоплательщик. 

Если налоговая чем-то заинтересовалась, опять же в плохом смысле, или у вас есть опасения на этот счет, лучше обратиться к специалисту, чтобы он проверил «уязвимые места» и моменты, в которых Вы не уверены.

Тут следует запомнить простой совет: максимально подробно и однозначно формулируйте вопросы, иначе получится, что экспертиза проведена «не о том».

В чем очевидный плюс? В том, что если налоговая зацепится за что-то и вынесет решение по проверке не в Вашу пользу, с заключением эксперта можно будет идти в суд оспаривать законность вынесения такого решения.

адвокат

Вам наверняка будет интересно узнать о реестре адвокатов и примере составления соглашения об оказании услуг выбранным специалистом

Или в этой СТАТЬЕ перечислены преимущества наличия штатного юриста в организации

В. Чем может помочь адвокат? Какие задачи ставятся перед адвокатом?

О. Как на стадии налоговой проверки, так и на стадии предварительного следствия рекомендуем обращение к адвокату, так как это позволит изначально правильно выстроить позицию по защите своего доверителя, выбрать наиболее оптимальный вариант защиты.

Не рекомендуем давать показания или объяснения, а также предоставлять документы без участия защитника.

Не секрет, что требования налоговой инспекции о погашении недоимок не всегда являются обоснованными, однако акт проверки, в котором зафиксирована сумма уклонения от уплаты налога в особо крупном размере, влечет за собой не только финансовые потери, но и уголовную ответственность.

В таком случае необходимо доказать факт правомерного исчисления и своевременного исполнения налогоплательщиком своих обязательств до начала возбуждения уголовного дела.

Адвоката лучше привлекать при первом возникновении словосочетаний «уголовная ответственность», «уклонение от уплаты налогов» и «особо крупный размер».

Специалист в области юриспруденции сможет на равных противостоять проверяющим в рамках закона и, возможно, найдет в их действиях нарушения.

Несколько советов по Вашим действия до вызова адвоката: ни в чем не помогайте проверяющим, не давайте своих разрешений, если они их требуют; без юриста не отвечайте на вопросы проверки, особенно если это касается коммерческой или любой иной тайны; ведите себя спокойно и сдержанно, показывая, что скрывать нечего, однако на все нужна соответствующая санкция.

В. Возможна ли амнистия осуждённых по данной статье ?

О. Вопрос об амнистии – сложный и индивидуальный, так как амнистия – это само себе исключение из правил, нечто неординарное. 

Амнистия объявляется Президентом РФ (индивидуально) или Федеральным Собранием (коллективно).

Принимается соответствующий акт (Постановление Госдумы), например, к торжественной дате (как недавно – 70 лет Великой Победы) и определяется список условий, при соответствии которым человек может быть отпущен на свободу.

Обычно это какой-то особый вид преступлений, раскаяние, совершение преступления небольшой или средней тяжести в первый раз и другие «смягчающие» обстоятельства.

Пример из практики:

Согласно ст. 314 УПК РФ «обвиняемый вправе ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы».

В отношении преступления, совершенного обвиняемым А. максимальный срок – 6 лет, критерий подходит.

В соответствии со ст.60 УК РФ защита просила суд учесть обстоятельства, характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности, его роль в совершении преступления, влияние назначаемого наказания на условия жизни ее семьи.

Защита полагает, что назначение ему наказания в виде лишения свободы, должно быть с применением ст.73 УК РФ, так как такой вид наказания будет соответствовать цели наказания, восстановлению социальной справедливости и предупреждению совершения новых преступлений.

Обвиняемый вину признал, раскаялся в содеянном, ранее не судим, на учете в диспансерах не состоит, положительно характеризуется по месту жительства и работы, содержит двоих несовершеннолетних детей, один из которых является малолетним (пять месяцев).

Наказание должно соответствовать степени опасности и противоправности совершенного преступления и желания подсудимого стать на путь исправления.

В отношении А. применили Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», так как обвиняемый соответствовал всем критериям для амнистии по данному акту, решающим стало содержание несовершеннолетних детей, один из которых к тому же малолетний.

Итог: обвиняемый признан виновным, назначено наказание в виде двух лет условно, с применением п.9 акта об амнистии.

При этом судимости у подзащитного не имеется.


Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7(499) 703-46-71 (Москва)
+7(812) 309-56-32 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!