С 2017 года наступает очередной этап реформирования российской системы государственных закупок.
В этот раз реформированию подвергнется система мониторинга закупок с целью дальнейшего усовершенствования системы госзакупок в Российской Федерации.
3 ноября 2015 года кабинет министров Российской Федерации утвердил Постановление № 1193, которое вступает в силу вместе со статьей 97 закона № 44-ФЗ о контрактной системе в России от 05.04.2013 г. – с января 2017 года.
Однако уже сейчас на него необходимо обратить внимание, чтобы его требования не стали неприятной неожиданностью.
Согласно Правилам, утвержденным данным Постановлением, мониторинг в сфере закупок будет проводиться постоянно путем сбора и обработки информации, находящейся в различных источниках.
Для качественного анализа будет использоваться как информация, находящаяся на портале госзакупок в сети Интернет, так и поступающая от органов исполнительной власти федерального уровня, в том числе в письмах и обращениях, решениях суда, которые вступили в законную силу, и судебных актах, рассматривающих в той или иной мере вопросы осуществления госзакупок.
Также будет использована информация, содержащаяся в открытых источниках.
По итогам проведенного анализа будет формироваться единый отчет, подготовленный федеральным органом исполнительной власти, в сфере полномочий которого закреплена обязанность осуществлять регулирование контрактной системы госзаказа.
Этот отчет должен будет отображать в систематизированном виде информацию о:
- планировании закупок;
- об осуществлении закупок;
- о результатах проведенного контроля осуществленных закупок;
- об оценке эффективности и справедливого распределения, а также полного обеспечения нужд различных учреждений государственного и муниципального уровней финансирования, осуществленных в процессе исполнения требований законодательства в системе госзаказа;
- о мерах по возможному изменению законодательства Российской Федерации, а также иных актов нормативного характера в сфере закупок в сторону его усовершенствования в целях улучшения, в том числе, и борьбы с коррупцией, возможной в этом секторе существующих правоотношений.
Что касается уполномоченного органа, который такой отчет должен будет предоставить до 1 марта года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации, то конкретного указания в Правилах на него нет.
Однако, если считать, что регулирование контрактной системы в нашем государстве возложено на Министерство экономического развития, то становится понятным, что тот мониторинг, который Минэкономразвития проводил ранее, теперь закреплен за ним на государственном уровне.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что теперь заказчикам предстоит более тщательно подходить к вопросу анализа собственных закупок, а именно проводить собственный мониторинг:
- реализации плана закупок;
- реализации плана-графика осуществления закупок;
- результатов проведения процедур определения исполнителя по всем осуществляемым закупкам.
Все это необходимо будет осуществлять не с 2017 года, когда новые нормы начнут уже действовать, и будут востребованы, а уже с текущего момента, чтобы была возможность отладить всю систему мониторинга с самого низа, то есть от заказчика.