Начало наступившего года было связано с внесением Генеральной прокуратурой страны представления главе Центрального банка Эльвире Набиулиной, требующим усилить контроль за ломбардами.
Причиной внесения представления стала прокурорская проверка деятельности этих структур.
А итогом стало заявление Центробанка ужесточением контроля организаций, находящихся не по адресу регистрации или/и не предоставляющими отчетность в указанный срок.
Первоначально представление по итогам проверки было направлено в Центробанк страны еще в декабре 2015 года.
Но за минувшие 2 месяца, выделяемые законодательством на исполнение требований представления, реакция от финансового ведомства не поступила.
При этом, по сообщению пресс-службы Генеральной прокуратуры, с начала года поступило уже более 17 тысяч обращений граждан с жалобами на деятельность ломбардов и микрофинансовых организаций.
Также в сообщении подчеркивалось отсутствия факта принятия мер в отношении деятельности 4,5 тысяч ломбардов, действующих, как было установлено в ходе проводимых прокуратурой проверок, незаконно.
Ответным шагом Центробанка стало ужесточение требований к отчетной деятельности ломбардов и заявление пресс-службы главной в государстве финансовой организации об исполнении своей роли регулятора в отношении ломбардов «в полном объеме и в соответствии с законом».
Центробанк не так давно начал контролировать деятельность подобных структур, после принятия в 2014 году федерального закона «О ломбардах».
Причем, закон достаточно жестко регламентирует круг обязанностей Банка России, позволяя запрашивать сведения о текущей деятельности, отчеты, вести реестр и направлять в суд иск о ликвидации.
За счет получения новых полномочий в 2015 году Центробанком было закрыто более 2 тысяч ломбардов.
В настоящий момент начат процесс ликвидации в отношении еще 784 организаций, а в отношении 1183 ломбардов проводятся проверки их фактического нахождения.
Еще одной мерой нормализации ситуации в этом секторе стало ужесточение правил предоставления финансовой отчетности с направлением новых форм, заполнить и передать регулятору которые потребуется уже по итогам первого квартала 2016 года.
В дальнейшем по этим формам будут направляться квартальные, полугодовые, по итогам работы за 9 месяцев и годовые отчеты.
Жестким требованием становится обязательное указание в отчетах актуальных данных о наименовании организации, которой принадлежит ломбард, его ОГРН, ЕГРЮЛ, ИНН, адресных данных, телефонов, сайта.
В отчете необходимо указывать подробную информацию обо всех отделения организации, о счетах ломбарда в банках, указание данных об организациях, которые занимаются страхованием переданного в залог имущества.
Еще один подробный отчет в регулирующий орган каждому ломбарду потребуется представить не позднее 90 дней, прошедших с момента окончания календарного года.
В него включаются данные о суммах полученных процентов, сведения о бухотчетности, информация о выданных займах, суммы задолженности по основному долгу.
По словам заместителя директора департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России Владимира Чистюхина, это показывает планы регулятора «вычистить этот рынок, оставить на нем только тех, кто занимается ломбардной деятельностью.
Потому что, по нашим ощущениям, большое количество ломбардов ломбардную деятельность, как таковую, не ведут».