Согласно мнению депутатов Госдумы, ЕГЭ вызывает излишнюю эмоциональную реакцию учеников, как правило, негативную, вплоть до самоубийства при получении неудовлетворительной оценки. Более того, было отмечено, что многие из выпускников не планируют получать высшее образование но, тем не менее, вынуждены сдавать экзамен в форме тестирования.
Таким образом, в связи с изложенным, ЕГЭ планируется сделать «экзаменом по желанию», другими словами, если учащийся не желает сдавать ЕГЭ, он может выбрать иную форму выпускного экзамена.
Отдельно подчеркивается, что суть ЕГЭ заключается не в форме (тест), а в независимой от вуза процедуре определения уровня знаний учащегося. Поэтому разработчики предлагают создать стандартизированную форму экзаменационных заданий (к примеру, по литературе предлагаются такие формы контроля как сочинение, по истории и иным гуманитарным предметам – в устной форме).