Ни для кого не секрет, что индустрия отдыха на зарубежных курортах развивается, а путешествия по стране становятся редкостью.
За незначительным исключением, относящимся, например, к поездкам в Санкт-Петербург, Москву, Калининград, Суздаль, путешествиям по Алтаю и немногочисленным другим направлениям, российский туризм сейчас не в моде.
Причины его непривлекательности кроются в дороговизне, сочетающейся со слабо развитым сервисом.
Еще полтора года назад Ростуризм разработал и предложил высшим финансовым структурам свою программу, связанную с увеличением привлекательности для российских граждан отечественного туризма.
Эта программа была горячо поддержана Минкультуры, рядом депутатов Госдумы. Она предусматривает учреждение новой структуры, покупающей оптом путевки на российские направления у турфирм, и продающей их почти за полцены сотрудникам предприятий, заключивших с ней контракты.
Часть прибыли этих компаний, потраченная на дотирование расходов на отдых своих работников, должна учитываться ими как расходы, и не будет включена в базу при расчете налога на прибыль.
Предлагается, чтобы эти суммы также не облагались подоходным налогом. Поддержавшее эту программу Министерство культуры считает, что таким образом стоимость путевок на отечественные маршруты снизится на 13%, т.к. именно такова ставка подоходного налогообложения.
Сторонники программы возрождения отечественного туризма заявляют, что бюджетные потери в части подоходного налога окупятся налогами, внесенными продающими путевки турфирмами.
Кроме того, заселение дополнительных туристов в гостиницы, их пребывание на различных туристических объектах повлечет дополнительный приток в бюджет средств от налогов этих организаций.
Уже внесен в Госдуму проект изменений в налоговый кодекс, включающий данные предложения и их обоснования.
Поддерживающие его депутаты рассматривают такие реформы, как средства для повышения социальной защищенности сотрудников фирм и увеличения внутрироссийского денежного оборота.
Это должно привести также к отказу от различных завуалировнных систем поощрения работников работодателями, служащих сокрытию доходов.
Что же касается структур, связанных с турбизнесом, то, по их мнению, уменьшение цен на путевки хотя бы на десяток процентов будет, несомненно, полезным для рынка туруслуг.
Предлагаемая схема поддержки турбизнеса полезна и для туристов и для туроператоров.
При предоставлении исключительно государственной адресной помощи в оздоровлении малообеспеченных граждан выделяемые средства поступают напрямую, например, в санатории либо базы отдыха. Минуя туристические структуры, они лишают их заработка.
Совмещение этих двух направлений туризма, считают представители турбизнеса, приведет к увеличению туристического потока, будет хорошей рекламой для внутреннего туризма.
Подводя итоги, можно сказать, что:
- предложенная инициатива изменений в налогообложении имеет как сторонников, так и противников.
Первые из них считают, что такая мера приведет к значительному снижению цен на отечественные путевки, стимулируя их покупку.
Вторые же скептически относятся к этому, боясь, что работодатели едва ли захотят поддержать это новшество. Многие из них просто не могут себе этого позволить;
- в то же время, не предпринимая никаких действий для решения накопившихся проблем отечественного туризма, можно дождаться его полного вырождения;
- поддержка данной реформы приведет к возрождению социального туризма на предприятиях и немалой помощи малообеспеченным семьям.
Пока неизвестно скоро ли будут приняты данные изменения закона, возможно, они при этом претерпят большие изменения. Ясно одно, чем раньше это произойдет, тем больше шансов у российского туризма выжить.