Лекарственные препараты, назначаемые по неотложным показаниям и другие жизненно важные средства, должны иметь оптимальную цену и максимальную доступность для потребителей.
Антимонопольное законодательство подразумевает корректировку закупочной и аптечной стоимости.
Влияние на установление розничных надбавок доминирующими организациями осуществляется на основании Федерального закона №135 от 26 июля 2006 года.
Поручение Федеральной антимонопольной службы
Глава ведомства, И. Артемьев, заявил о том, что в случае превышения предельных значений региональных надбавок на лекарства будут возбуждаться административные и уголовные дела в отношении аптек и компаний.
Много внимания планируется уделить субъектам, доля которых превышает 50% в рыночном сегменте.
Надзор за ценообразованием усилится не только в отношении препаратов, входящих в список жизненно важных.
Не попавшие в перечень медикаменты также не должны иметь монопольно высокой цены.
Значительное, необоснованное превышение среднерыночной стоимости также повлечет соответствующее наказание.
Динамика подорожания лекарственных средств и изделий медицинского назначения будет тщательно отслеживаться, с последующим ежеквартальным анализом.
Закон "О защите конкуренции" (статья 10, часть 1, пункт 10), не позволит нарушить порядок ценообразования на продукцию фармацевтической промышленности, в которой прежде всего нуждаются наиболее уязвимые слои населения: пенсионеры, дети, тяжелобольные, граждане с очень низкими доходами.
Правильное соотношение между стоимостью фармпрепаратов и бивалютной корзиной, а также уровнем инфляции, жестко регламентировано ФАС России.
Высокая доля импорта лекарств и снижение курса рубля по отношению к основным валютам, нарушает стабильность на отечественном рынке и приводит к необоснованному подорожанию медикаментов.
При этом, некоторые доминирующие аптечные организации могут вступать в ценовые сговоры.
Антимонопольное ведомство включило в региональные Реестры субъектов, имеющих долю в определенных областях рынка, которая превышает 35%.
Это более девятисот аптечных сетей, в которых подвергаются мониторингу самые востребованные населением лекарства.
Перспективы международного сотрудничества
Доля лекарственных средств, ввозимых в Россию из-за рубежа, составляет около 70%.
Одной из мер, противодействующих резкому подорожанию фармакологической продукции, является заключение контрактов с теми производителями, которые ограничивают либо фиксируют цены.
Положения Федерального закона применяются к соглашениям, достигнутым на территории иностранных государств, если такие соглашения влияют на состояние конкуренции в России.
Недобросовестная конкуренция пресекается антимонопольной службой, при помощи использования правовых и организационных основ, прописанных в Федеральном законе.
Таким образом создаются условия для эффективного функционирования рынка.
Иностранные компании, вложившие деньги в строительство фармацевтических предприятий в РФ намерены продолжать сотрудничество несмотря на кризис и санкции.
Это вопрос времени, которое непременно наступит.
Предстоит большая работа
Справедливость на фармацевтическом рынке наступит только тогда, когда снизится количество посредников, устранится коррупция, установятся пропорциональные доходы от патентов, влияние врачей на выбор пациентом лекарств станет более корректным, ликвидируется искусственная задержка выхода препаратов на рынок.
Но самые главные факторы - это адекватное ценообразование и производство отечественных медицинских изделий.
Поручение о усилении контроля и надзора за монополизацией цен на медикаменты направлено в 82 субъекта Российской Федерации.
Приятным исключением стали Москва и Санкт-Петербург, в которых рынок признан высоко конкурентным, а работа территориальных управлений весьма эффективна.
Выводы:
- мероприятия, проводимые ФАС России, должны находить поддержку со стороны Минздрава и правительства РФ,
- для реализации целей, поставленных антимонопольной службой, имеется солидная законодательная база,
- честная конкуренция призвана способствовать лекарственному обеспечению всех слоев населения.