Согласно последним данным, коррупционная ситуация в России к 2015 году достигла критической черты: чиновники крупных и мелких субъектов Российской Федерации, кажется, забыли, для чего они получили свои посты.
Вместо того, чтобы действовать слаженно на благо и процветание страны, они лишь раздирают бедную, измученную Россию на куски, пытаясь урвать кусок пожирнее.
От этого страдают простые люди, ограбленные, обманутые горе чиновниками и затаивают злость на власть.
Чтобы как-то повлиять на эту ситуацию Генпрокуратура РФ предложила ввести в законодательство новый проект, цель которого выявить взяточников и поставить их на место.
29 апреля 2015 года генеральный прокурор РФ, Юрий Чайка представил широкой общественности новый проект, над которым Генпрокуратура работала не один месяц.
Проект довольно смелый и амбициозный, но, если его ввести в работу, как утверждает сам Чайка, он должен быть действенным, направленным на значительное оздоровление политического аппарата страны.
Но в чем заключается суть проекта?
Давайте разберемся с этим вопросом, но начнем с небольшой предыстории.
Еще несколько лет назад Конвенция ООН, Антикоррупционная группа Греко, предложила России провести серьезный мониторинг состояния структур власти, подвергнуть тщательному изучению доходы крупных чиновников и рассмотреть способы их обогащения.
Но Россия, по неизвестным причинам, отказалась от этого предложения, так воз и поныне остался там.
Чиновники уверяли, что проверка их имущества – это серьезное нарушение прав, противоречащее Конституции РФ, они подкрепляли свои слова статьями из Конституции и ГК.
Дебаты велись не один год.
А так как, ярые противники серьезной антикоррупционной прочистки занимают вполне крупные посты, то не удивительно, что этот законопроект лежал в пыльном ящике так долго.
И увидит ли он свет теперь? Хотелось бы.
А пока Юрий Чайка собирает необходимую правовую информацию для внедрения проекта в жизнь.
Согласно ему будет проводиться изучение имущества представителей власти.
Каким образом и когда оно было получено, из каких источников дохода.
Если чиновники не смогут доказать законности приобретения той или иной иномарки или недвижимости, она будет безжалостно конфискована, при этом на нарушителя закона будет заведено уголовное дело.
Юрий Чайка также предлагает проводить конфискацию незаконно заработанного имущества и в том случае, если его обладатель скрылся от суда или умер.
Такой вид конфискации уже получил название in rem, и Чайка настаивает на том, чтобы внедрить эту статью в Уголовный Кодекс России, дабы появилась жесткая правовая база для исправления настоящей ситуации к лучшему.
Работа над внедрением в законодательный механизм конфискации in rem началась еще в середине мая 2014 года, и первоначально проект имел несколько другой вид: по полученной информации и заявлению прокуратуры, суд выносит приговор о конфискации денег или имущества подозреваемого в коррупционной деятельности чиновника.
Если во время следствия представитель власти не находит доказательств честности приобретения денег или имущества, ему приходилось бы отвечать по всей строгости закона.
Но для этого и прокуратуре пришлось бы немало потрудиться, ведь, чтобы возвести столь серьезное обвинение на представителя власти, необходимо было обладать многочисленными фактами, поймать чиновника с поличным, во время передачи ему взятки.
И здесь конфискации подвергается не только то имущество, которое уже точно получено незаконным путем, но и другие доходы, которые находятся под сомнением.
Теперь Генпрокуратурой внесены некоторые изменения в проект: конфискации подлежат только те доходы и имущество, которое было получено во время противоречащей законам России сделки, то есть взятки.
Другое имущество, даже, если оно находится под сомнением, не изымается.
Бывший генеральный прокурор, Юрий Скуратов, утверждает, что нет необходимости во внедрении данного законопроекта, так как он очень сложен и противоречив.
По мнению Скуратова, настоящая законодательная база вполне способна справиться с любыми проблемами, в том числе и с коррупцией.
Проблема не в законах, а в том, как к ним относиться.
Также, заявляет Скуратов, что следует учитывать конституционные права человека, которые были бы нарушены проведением в жизнь конфискационного закона.
Кирилл Кабанов, председатель антикоррупционного комитета, поддерживает это мнение.
Он говорит, что столь широкие полномочия прокуратуры могут вылиться в очень негативные последствия.
Ведь не факт, что прокурор будет вести чистую игру, вполне возможно и давление на представителей власти, и подтасовка фактов.
На данный момент продолжается рассмотрение этого вопроса.
Проект направлен на изучение Президенту России, Владимиру Путину.
И от его решения будет зависеть: появятся ли изменения в Уголовном Кодексе, или же все останется на прежних местах.