Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ внесла определенность и ясность в вопрос, вокруг которого до недавнего времени кипели горячие споры: какие вывески на стенах многоквартирного жилого дома следует относить к информационным, а какие – к рекламным и, соответственно, подлежащим оплате за использование стен как общего имущества квартировладельцев.
Как известно, жильцы многоквартирного дома или уполномоченные ими организации, вроде управляющей компании или ТСЖ, имеют законное право получать от хозяев плату за размещенные на стенах их дома рекламные конструкции и использовать эти доходы на содержание общедомового имущества или на другие коммунальные нужды.
Естественно, на основании заключенного договора между жильцами (УК, ТСЖ) и хозяином рекламной вывески.
Дело оставалось лишь за малым: точно определить, какая вывеска является рекламной, а какая – информационной.
А вот тут-то правосудие и буксовало, что особенно наглядно проявилось в ходе судебного разбирательства в Хабаровске.
Там одна из управляющих компаний предъявила иск к коммерческой фирме, которая, по мнению юристов УК, обогащалась за счет размещенных на фасаде жилого дома двух рекламных вывесок, однако договор с УК на размещение вывесок не заключила и доходами от рекламы не делилась.
Чтобы была понятна суть спора в арбитражном суде, следует пояснить, что одна вывеска площадью 2 кв. метра содержала необходимую для покупателя информацию (название фирменного кондитерского магазина, режим его работы, ИНН и юридический адрес владельца), а вторая была почти в четыре раза больше и извещала лишь о том, что это кондитерский магазин.
Управляющая компания утверждала, что обе вывески являются рекламными и, согласно закону «О рекламе», за них на счет УК должны поступать соответствующие отчисления за использование общедомового имущества.
Местные арбитражные суды (первой инстанции и апелляционный) с претензиями управляющей компании согласились и приняли решения в ее пользу.
Окружной же суд принял половинчатое решение: признал вывески не рекламой, а изображением товарного знака, но согласился, что за изображение нужно платить (согласно ст. 246 и 290 Гражданского кодекса и ст. 44 Жилищного кодекса).
Кондитеры с таким решением не согласились и обратились в Верховный суд РФ.
Там-то и была внесена окончательная ясность в этот явно затянувшийся экономический спор.
Для начала суд точно квалифицировал обе вывески.
По первой вывеске площадью 2 кв. метра, согласно закону «О защите прав потребителей», ВС РФ отказал управляющей компании в рассмотрении иска, поскольку эта вывеска была квалифицирована как информационная, то есть содержащая обязательную для потребителя информацию (наименование магазина, адрес, режим работы, реквизиты владельца и прочие сведения, указания которых требуют соответствующие законы).
То есть Судебная коллегия по экономическим спорам однозначно определила: такая вывеска не может носить рекламный характер, а следовательно и платить за нее не надо.
Что касается второй вывески, то тут ВС РФ однозначно принял сторону управляющей компании, поскольку она и по размерам гораздо больше первой, и, главное, не содержит всей необходимой потребителю информации, а посему является рекламной.
То есть, согласно ст. 44 Жилищного кодекса, за размещение такой вывески на стене многоквартирного дома нужно платить.