С 30 июня 2015 года перестал действовать прежний административный регламент предоставления документов и сведений из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) и ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), утвержденный в свое время приказами Минфина РФ соответственно № 157н и № 158н, и вступил в силу новый порядок предоставления документов и сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденный единым приказом Минфина РФ № 5н 15 января 2015 года.
Полгода до начала действия нового административного регламента были даны для того, чтобы налоговые органы всех уровней, их структурные подразделения и должностные лица смогли отработать порядок взаимодействия по новым правилам.
Новый административный регламент существенно упрощает и ускоряет получение сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Так, теперь заявитель, непосредственно обратившийся в налоговый орган любого уровня за получением сведений или документов из указанных госреестров, должен потратить на ожидание в очереди не более 15 минут.
Более четко прописаны в новом регламенте также административные процедуры, их сроки и последовательность, которые должен осуществить орган Федеральной налоговой службы (ФНС) в связи с получением заявления о предоставлении документов и сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и, что также немаловажно, порядок взаимодействия как между налогоплательщиками и ФНС (представляющими ее налоговыми органами, их структурными подразделениями и должностными лицами), так и налоговых органов, их структурных подразделений и должностных лиц между собой.
Исключены двусмысленные толкования регламента для заявителей.
Сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП могут получать не только юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), но и (при соответствующем документальном подтверждении) их представители.
Чтобы получить необходимые документы или сведения, они должны подать или заявление в письменной форме, или электронный запрос (заявитель должен заверить его квалифицированной подписью).
Соответственно обратиться в орган ФНС можно лично, письмом по почте или сделать запрос в электронном виде через МФЦ (многофункциональный центр) или с помощью персонального компьютера через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Если все процедуры заявитель выполнил правильно, то он получит ответ в одном из трех вариантов:
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копию документа, который имеется в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- справку, извещающую о том, что в ЕГРЮЛ или ЕГРИП запрашиваемой информации не имеется.
Кроме того, что немаловажно для заявителя (в том числе для индивидуального предпринимателя, на которого запрашиваются сведения), он может получить не только регистрационные данные и информацию о месте жительства ИП, но и сведения обо всех без исключения лицах, которые уже получили сведения из ЕГРИП. На всякий, так сказать, юридический случай.
В заключение следует напомнить о форме получения ответа на отправленный запрос.
Если ФНС получила его в письменном виде (на бумажном носителе), то и выписку (документ, справку) выдаст в письменном виде.
А если запрос был сделан в электронном виде, то ФНС или отправит выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП тоже в электронном виде, или направит электронное уведомление, по которому заявитель сможет получить доступ к тому или иному госреестру, чтобы получить запрашиваемые сведения.