На организации, расклеивающие рекламу в неустановленных местах, собираются найти управу.
Принцип «не запрещено, значит, разрешено» перестанет действовать, если в закон «О рекламе» внести запрет на размещение рекламы вне специально отведенных для этого мест.
Так считают депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области.
Соответствующий законопроект внесен ими в Государственную Думу 12 октября 2015 года.
Выступить с такой законодательной инициативой народных избранников заставили большие расходы, которые несут местные бюджеты на благоустройство из-за необходимости очищать населенный пункт от никак не красящих его афиш, плакатов и объявлений.
Непосредственно в Кемерово за 8 месяцев текущего года на очистку города от несанкционированной рекламы потратили 3,5 млн. рублей.
Сократить эти расходы можно двумя способами.
Один из них – повышение сознательности жителей, побуждение их к сохранению в городе порядка.
Можно сформировать устойчивое неприятие гражданами таких действий, как расклейка объявлений в неустановленных местах, осудить тех, кто такие действия совершает.
Можно устраивать субботники, во время которых горожане дружно срывают незаконные объявления.
По этому пути пошли местные власти в Красноярске, Майкопе и некоторых других городах.
Другой путь – устранение пробелов в законодательстве и создание условий для наказания нарушителей.
Метод кнута, по мнению кемеровских законодателей, будет намного действенней.
Проблема замусоривания населенных пунктов незаконными объявлениями, плакатами и афишами возникла не сегодня.
Во многих регионах нашли более или менее действенный способ бороться с этим злом с помощью штрафов.
Для этого специальные статьи были внесены в региональные законы об административных правонарушениях.
И в тех регионах, где штрафы были установлены не символические, борьба с несанкционированной рекламой приносила определенные плоды.
Как минимум в виде поступлений в бюджет взысканных с нарушителей штрафов.
Например, в Тамбове в 2013 году за данный вид нарушений к ответственности привлекли 56 физических, юридических и должностных лиц, штрафы для которых колебались от 200 до 10 тыс. рублей.
Однако в начале 2014 года Верховный Суд РФ вынес определение, поставившую точку в этой работе.
Оказалось, что регионы не имели право вносить в свои законы пункт об административной ответственности за нарушение закона о рекламе, так как он уже есть в вышестоящем законе.
Только вот по этому закону нельзя привлечь к ответственности тех, кто не нарушает закон «О рекламе».
В нем же нет ни слова о расклейке рекламных объявлений на скамейках, дверях подъездов, деревьях, столбах, в автобусах, на заборах и стенах домов, о рекламных «граффити» на асфальте.
Раз они не запрещены, значит, и наказать за их расклейку или нанесение, нельзя.
Если законопроект будет принят, бороться с расклейщиками объявлений в несанкционированных местах будет можно, хотя полученные от штрафов средства вряд ли полностью покроют бюджетные расходы на очистку города от рекламного хлама.