Правительство России продолжает принимать меры по сокращению бюджетных средств.
На этот раз «антикризисная» экономия коснулась музеев.
С 1 ноября 2015 года полиция отказывается охранять большинство государственных культурных объектов.
Это решение власти напрямую связано с сокращением штата работников МВД.
Около 43,3 тысяч сотрудников вневедомственной охраны будут уволены из органов, что позволит сократить расходы на оплату их труда на десятки миллиардов рублей.
Эти меры, по сообщению ГУ МВД России, будут предприняты в соответствии с указом президента от 24.08.2015 г. о сокращении количества сотрудников на 10%.
Первое известие о том, что государство снимает с себя функции по охране музеев в информационном пространстве России появилось еще 21 июля.
Однако эта тревожная новость была замечена лишь членами профессионального сообщества.
По данным, опубликованным в газете «Известия», Правительство на 111 миллиардов рублей урезало финансирование МВД, что привело к необходимости в соответствии с новыми реалиями оптимизировать свои расходы на содержание штата работников.
В связи с этим и последующим сокращением штата В.Колокольцев приказал с 01.11.2015г. прекратить действие договоров на охрану стационарных объектов с организациями культуры.
По договоренности В.Мединского и В Колокольцева некоторые объекты останутся под охраной полиции. Но это коснется только крупнейших, в основном столичных музеев.
Остальные объекты тоже не останутся без охраны. Функции по обеспечению их безопасности перейдут к ФГУП «Охрана».
Эта организация является структурным подразделением МВД и в отличие от ЧОПов имеет все возможности и техсредства для эффективной работы.
Сюда и предполагается трудоустроить сокращенных из основного штата МВД работников.
135 т в год тратят музеи на содержание одной единицы охраны.
Частный охранник обойдется им в 190 тысяч, а ФГУП «Охрана» спросит за свою работу 240 т.
Для Министерства Культуры в бюджете заложено 100 млн на организацию охраны исторических ценностей.
40 % от заработанного «Охраной» возвращается в бюджет, и поэтому Минфин не против передачи функций охраны этой организации.
На охрану наиболее важных музеев чиновники в 2016 году готовы выделить дополнительно 1 млрд.
Руководство МВД утверждает, что это копейки, по сравнению с колоссальной экономией бюджета России в результате сокращения сотрудников органов.
Только вот Министр культуры считает, что такая реорганизация, наряду с предполагаемой установкой «тревожных кнопок» в большинстве музеев, оставшихся без охраны, существенно ослабит их безопасность.
По мнению М.Пиотровского, директора музея «Эрмитаж», его детище приспособится к изменившимся условиям.
Но как быть в этой ситуации заповедникам с огромнейшими территориями?
Что уж говорить о маленьких провинциальных музеях. Их работники давно заметили, что ситуация с их охраной ухудшается вот уже 10 лет.
Удары по системе охраны наносятся, по словам С.Черкалина, директора Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника, начиная с 2005 года.
Посыл о расширении конкуренции в области оказания услуг для гос- и муниципальных нужд (ФЗ 94 от 21.07.2005 г.) уже снизил уровень безопасности музейных фондов.
Следующий шаг был сделан в 2013 году, когда из списка объектов, охраняемых полицией в обязательном порядке, по распоряжению Правительства РФ от 10.12.2013г. вычеркнули все музеи.
А ведь ранее, в 2009 году, в аналогичном документе в пункте 8 значились здания и хранилища федеральных музеев, архивов, библиотек.
Последний же шаг может буквально привести к полному развалу системы безопасности.
Итак:
- После принятия этого указа полиция предложит платить за охрану музейных экспонатов ей же, только гораздо дороже. К примеру, охранные услуги ФГУП «Охрана» Государственному Эрмитажу обойдутся в год дороже на 60 миллионов руб. Провинциальным музеям сотрудничество с этой коммерческой организацией будет не по карману. А огромные территории музеев-заповедников и вовсе могут остаться под охраной лишь немногочисленного штата музейных служб безопасности.
- Если музеям и хватит средств на услуги ЧОПов, с которыми рекомендуется теперь сотрудничать, то вряд ли эти организации смогут защитить ценные экспонаты хотя бы от вандалов. Ведь ЧОП не обладает полномочиями полиции. Они даже не имеют права надеть наручники на людей, посягающих на целостность экспонатов.
- К проблеме оплаты труда охранников добавляется еще и вопрос о мизерном количестве участников тендеров на организацию этой деятельности. Некрупные города не могут похвастаться наличием по-настоящему крупных охранных организаций, технически оснащенных и надежных.
- «Тревожная кнопка», проект об установке которой обсуждается в настоящее время, тоже может не сработать в некоторых экстренных случаях.
Кажущаяся экономическая выгода от такого сокращения расходов на охрану музеев может оказаться не такой уж эффективной и привести к существенным потерям наследия страны.