Безопасность на дороге зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь от технического состояния автомобиля.
В конце осени большая часть автовладельцев меняет шины своих машин на зимние, обеспечивающие значительно лучшее сцепление с обледеневшей или заснеженной дорогой.
Однако немало водителей, которые даже зимой продолжают использовать летнюю резину.
В результате с наступлением зимы резко увеличивается количество ДТП.
На дорогах появляются пробки: автомобили на лысых шинах буксуют и с трудом преодолевают даже незначительные подъёмы.
Для того чтобы ликвидировать эти проблемы, был разработан и внесён на рассмотрение в Государственную думу новый законопроект, в народе получивший неофициальное название закона о зимней резине.
В чём суть законопроекта и что следует ожидать от него автовладельцам?
Требования действующего законодательства
Разумеется, требования к техническому состоянию автомобиля (в т. ч. к шинам и колёсам) обозначены и в действующих нормативно-правовых актах.
В частности, пункт 2.3.1 Правил дорожного движения РФ гласит, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и обеспечить в пути исправное и удовлетворительное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
При возникновении во время движения каких-либо неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель обязан устранить их, а если это недостижимо в существующих условиях, то двигаться к месту стоянки или ремонта, соблюдая все меры предосторожности.
Что же гласят упомянутые Основные положения?
Нас будет интересовать именно приложение к ним, а именно перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В пункте 5.1 этого акта говорится о глубине рисунка протектора шин.
До конца 2014 года в данном пункте не проводилось разграничение на летние и зимние шины.
Но с 1 января 2015 года он изложен в новой редакции (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 588).
Теперь здесь появилась вторая часть, которая регламентирует именно остаточную глубину рисунка протектора зимних шин.
Согласно положениям документа, она не должна превышать 4 миллиметров для шин, «предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа)».
Может ли несоответствие типа резины являться правонарушением?
Да, согласно некоторым статьям Кодекса об административных правонарушениях (по статьям 11.15.1, 12.5, 12.24). Например, согласно статье 12.5 управление автомобилем при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с упомянутыми Основными положениями эксплуатация транспортного средства запрещена, карается предупреждением или штрафом.
Размер штрафа — 500 рублей.
Опять же пункт 15.1 статьи 11 того же акта гласит, что невыполнение требований по обеспечению безопасности при использовании автомобиля влечёт наложение административного штрафа в том же размере.
Наконец, стоит упомянуть и статью 12. Пункт 24 этой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение ПДД в тех случаях, когда такое нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека.
Учитывая количество возникающих по причине использования летней резины зимой ДТП, 24 статья КоАП не теряет своей актуальности.
Заграничный опыт и международно-правовые акты
Основной международно-правовой документ, в соответствии с которым и разрабатываются российские законопроекты в области регулирования дорожного движения и технических требований к транспортным средствам, — это Технический регламент Таможенного союза о безопасности колёсных транспортных средств.
Регламент подробно разъясняет вопросы использования специализированных зимних шин в зимнее же время года.
В этом акте чётко обозначена цель запрета на применение в зимние месяцы летней резины — снижение количества дорожно-транспортных столкновений в холодный период времени.
Технические нормативы, описанные в регламенте, уже приняты официально.
Они вступили в силу и начали действовать с 1 января 2015 года на территории Казахстана и Беларуси.
Для того чтобы это случилось и в России, и готовится к принятию закон о зимней резине.
Запрет на использование летних шин зимой действует во многих странах Европы со сравнительно холодным климатом.
В странах с более теплым климатом (Италия, Греция и т. д.) этот запрет не носит категорического характера.
Соответственно, штрафы за нарушение не предусмотрены.
В таких государствах, как Австрия или Швеция, а также в некоторых странах Прибалтики установлены конкретные сроки, в течение которых нужно использовать исключительно зимние шины.
Например, в Латвии этот период охватывает целых полгода — с 1 ноября по 1 мая, а в Финляндии — с 1 ноября по 1 марта.
Помимо этого, в законодательстве ряда стран обозначено, что глубина рисунка протектора у зимних покрышек не должна быть меньше 3 миллиметров.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "ОСАГО", где подробно объясняются действия при наступлении страхового случая
Или ТУТ вы узнаете о видах административных правонарушений
Суды общей юрисдикции рассматривают следующие дела:
Закон о зимней резине
Итак, полное официальное название документа, называемого в обиходе законом о зимней резине: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)».
ФЗ был внесён на рассмотрение в нижнюю палату парламента 3 марта 2014 года и зарегистрирован под номером 464241-6.
Теоретически закон должен был вступить в силу с 1 января 2015 года, однако этого не произошло.
Сложно сказать, когда именно он начнёт действовать, но однозначно следует ожидать этого события в начале года.
Как говорилось ранее, документом, который устанавливает требования к транспортным средствам, является Технический регламент Таможенного союза о безопасности колёсных средств.
По этой причине все национальные нормативные акты в области требований безопасности, предъявляемых к автотранспорту, должны быть приведены в соответствие с ним.
Поскольку в регламенте обозначена обязательность использования в зимний период зимних шин, следует ожидать окончательного одобрения закона о зимней резине в ближайшее время.
В соответствии с этим актом зимний период будет длиться как раз все 3 зимних месяца, с 1 декабря по 1 марта.
Но климатические условия в различных регионах России отличаются, поэтому названный период в отдельных субъектах федерации может быть продлён.
Правда, уменьшить его уже нельзя — 3 месяца останутся минимальным сроком.
Законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП относительно штрафных санкций.
Когда закон вступит в силу, нарушителям придётся заплатить штраф за использование лысой резины в зимний период в размере 2000 рублей.
Подводя итоги
Итак, ждать вступления в силу нового федерального закона стоит уже в ближайшие месяцы, скорее всего до конца зимы.
Однако отметим, что закон о зимних шинах не лишён и ряда минусов.
Например, далеко не для всех транспортных средств предусмотрены зимние шины.
Грузовые автомобили, как и прочая тяжёлая техника, становятся исключением.
По своей конструкции зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, чем летние, в результате слишком большую массу автомобиля они просто не выдержат.
Тем не менее это важнейшее обстоятельство никак не отражено в тексте законопроекта.
Помимо этого, сумма штрафа — 2000 рублей — остаётся значительно меньшей, чем стоимость зимних шин, которые опять же должны соответствовать ряду параметров, регулируемых техническим регламентом.
В итоге у многих может возникнуть искушение отделаться одним-двумя штрафами вместо покупки дорогого комплекта шин.