В ходе проверки предприятия инспектирующими учреждениями, обе стороны руководствуются действующими правовыми нормами, включая ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где определены:
- понятия плановой и внеплановой проверки (ст.ст.9,10);
- процедура назначения;
- сроки проведения проверки;
- процедура определения итогов (ст.16).
Проведение плановых проверок
Плановая проверка предприятия - это процедура контролирующего органа, который руководствуется утвержденным и согласованным с прокуратурой планом по определению функционирования организации на выполнение требований законодательных норм, и которая может проводиться не более чем один раз в три года.
Цель такой проверки указывается в плане, она может быть следующей:
- проверка санитарно-эпидемиологического состояния;
- противопожарной безопасности;
- проверка состояния охраны труда;
- проверка лицензионных требований;
- другие цели.
Планы проверок согласовываются с прокуратурой и публикуются для ознакомления в свободном доступе. Например, в сети интернет на сайте прокуратуры субъекта федерации, ежегодно публикуется сводный план проверок.
Возможно, вас заинтересует ментальная карта "Договор подряда (выполнения работ)", подробно описывающая детали этого документа.
Или посмотрите ЗДЕСЬ, как происходит ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Проведение внеплановых проверок
Внеплановая проверка на предприятии может быть назначена в следующих случаях:
- для контроля выполнения предписаний надзирающих органов;
- принятие мер по ликвидации условий, в результате которых вероятно нанесение вреда жизни, здоровью людей, вреда флоре и фауне;
- по защите безопасности государства;
- по пресечению появления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по преодолению ущерба от этих обстоятельств.
Поводом для назначения такой проверки служат:
- конец срока устранения недостатков предприятием, учреждением по ранее выданному предписанию;
- поступление в государственные и муниципальные контролирующие инстанции письменных сообщений от граждан, сведений от организаций, органов власти, из средств массовой информации о нижеприведенных фактах:
- наличие угрозы и причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животному и растительному миру, экологической безопасности, угрозы разрушения или повреждения памятников истории и культуры народов России, безопасности государства, а также возможности наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей при поступлении достоверных данных от граждан, пострадавшим от не соблюдения их прав.
Внеплановая проверка проводится после согласования с прокуратурой.
Журнал учета проверок
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, где отражаются результаты, в том числе обнаруженные недостатки, и производится отметка в журнале проверок юридического лица.
Каждая организация, осуществляющая свою деятельность на территории России, обязана иметь Журнал учета проверок юридического лица по утвержденной форме, Приказ Министерства экономического развития РФ №141 от 30.04.2009г.
В журнале заполняется титул:
- наименование предприятия;
- ОГРН;
- полные данные руководителя;
- фамилия имя отчество ответственного за ведение и хранение журнала.
Ответственный за ведение и хранение журнала назначается приказом по организации.
В разделе Сведения о проводимых проверках, соответственно графам, вносятся данные об итогах проверки должностными лицами контролирующего органа, содержащие исходные данные о:
- наименовании органа;
- датах начала и окончания процедуры проверки;
- времени ее проведения;
- законодательных основаниях;
- целях, задачах и предмете проверки;
- обнаруженных нарушениях и выданных предписаниях;
- а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал в обязательном порядке прошивается, нумеруется и удостоверяется печатью организации, ст.16 ФЗ №294.
В случае отсутствия журнала проверок инспектирующий орган в Акте проверки делает запись, но какой-либо ответственности в законодательстве за отсутствие у юридического лица журнала не предусмотрено.
Требования ФЗ №294 о необходимости наличия у предприятия журнала не подкреплены законодательной ответственностью за нарушение, а потому каждая организация может сделать выбор выгодно ли ей иметь этот документ.
Но при проведении проверок, в случае отсутствия журнала, проверяющий сделает об этом запись в акте, как недостаток, который в последующем придется устранять.