Ликвидация ООО предполагает полное прекращение его деятельности. При этом никакие права и обязанности общества не переходят к кому-либо. Рассмотрим подробнее основные аспекты этой процедуры.
Принятие решения о ликвидации ООО в соответствии
со ст. 61 ГК РФ
Добровольная ликвидация общества происходит по решению общего собрания его участников.
Предложение о ликвидации общему собранию может поступить от совета директоров (или же наблюдательного совета), от исполнительного органа или от участника общества.
Ликвидация же принудительная происходит по решению суда.
При принятии высшим органом управления– общим собранием – упомянутого решения на участников ООО возлагается обязанность сообщить о таком решении в регистрирующий орган (в соответствии с действующим законодательством функции регистрирующего органа возложены на Федеральную налоговую службу) с тем, чтобы последний внес эти сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Кроме того, общее собрание назначает ликвидационную комиссию (либо ликвидатора) и определяет порядок ликвидации и ее сроки.
Формирование ликвидационной комиссии / назначение ликвидатора
После определения состава ликвидационной комиссии и избрания председателя ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) необходимо уведомить ФНС, что комиссия сформирована и сообщить регистрирующему органу сведения о председателе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) .
С того момента, как состав комиссии определен, к ней переходят абсолютно все полномочия по управлению делами общества.
Ликвидационная комиссия обладает следующими полномочиями:
- помещает в средствах печати сведения о ликвидации организации;
- принимает меры, необходимые для выявления кредиторов общества;
- осуществляет действия, направленные на получения дебиторской задолженности;
- уведомляет кредиторов в письменной форме о нахождении общества в процессе ликвидации;
- организует продажу имущества, принадлежащего обществу, с публичных торгов. Это происходит, если у общества недостаточно денежных средств, чтобы обеспечить удовлетворение требований кредиторов;
- производит выплаты кредиторам;
- составляет промежуточный ликвидационный баланс, представляет его на утверждение высшего органа управления Общества (общего собрания участников);
- обращается в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении общества процедуры банкротства, если наличествуют необходимые признаки и условия;
- составляет ликвидационный баланс, представляет его на утверждение высшего органа управления Общества (общего собрания участников)
- и др.
Ликвидационная комиссия с указанного момента выступает в суде, представляя интересы ликвидируемого юридического лица.
С момента назначения комиссии полномочия единоличного и/или коллегиального органа управления ООО (например, генерального директора) могут быть прекращены досрочно решением общего собрания участников, или же, если решение о прекращении полномочий не принято, генеральный директор (иной исполнительный орган) не утрачивает свой статус, но не управляет делами юридического лица, не принимает юридически значимых решений.
Порядок уведомления кредиторов и государственных органов о начале процедуры ликвидации
Общее собрание участников ООО обязано уведомить налоговую службу о своей ликвидации в течение 3 рабочих дней. Уведомление осуществляется в специальной форме, разработанной ФНС, с обязательным приложением к нему решения о ликвидации.
В дальнейшем, после назначения ликвидационной комиссии, последняя размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о процедуре ликвидации в отношении ООО.
Содержание публикации – это сведения о ликвидации, о порядке заявления кредиторами своих требований и о сроках для предъявления этих требований.
Минимальный срок установлен нормативно и составляет 2 месяца, максимальные же ограничения отсутствуют.
Для размещения публикации ликвидационной комиссии необходимо предоставить в редакцию журнала:
- заявку на размещение публикации;
- сопроводительное письмо;
- решение или же протокол о назначении комиссии (ликвидатора);
- платежный документ, который подтверждает оплату публикации.
Также на ликвидационной комиссии лежит обязанность по письменному уведомлению о ликвидации всех без исключения кредиторов. Уведомление, как и публикация в журнале, должно содержать указание на срок для предъявления требований.
Письменное уведомление – это важный момент, и комиссия должна иметь документальное подтверждение уведомления по каждому из кредиторов. Можно, например, направлять заказные письма с уведомлением о вручении, что в будет являться доказательством уведомления кредитора в случае возникновения спора
Какие последствия влечет уведомление кредиторов и публикация сообщения о ликвидации для ликвидируемого ООО?
После сообщения о ликвидации в средствах печати у кредиторов возникает самое важное право – заявить требование об исполнении обязательства, то есть сообщить о наличии у общества долгов.
Не стоит медлить, нужно заявить свое требование, в противном случае оно не будет включено в промежуточный ликвидационный баланс, составляемый ликвидационной комиссией.
Если не заявить требования в срок, установленный комиссией, они будут удовлетворены из имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Какой порядок предусмотрен для увольнения сотрудников ООО в связи с ликвидацией?
Прежде всего, в таком случае наниматель обязан письменно уведомить работников о предстоящем увольнении.
Уведомление должно быть вручено под роспись каждому работнику лично не менее чем за 2 месяца до увольнения. После этого работнику предоставляется право расторгнуть договор заранее и получить компенсацию в виде среднего заработка, который исчисляется с учетом оставшихся до увольнения дней.
Непосредственно при увольнении же каждому из работников наниматель выплачивает выходное пособие (среднемесячный заработок), к тому же такая сумма за работником сохраняется на все время до трудоустройства (но не более 2 месяцев).
Необходимо также отметить, что работники, в течение двух недель после увольнения обратившиеся в службу занятости и не трудоустроенные ей, сохраняют право на среднемесячный заработок и в третьем месяце после увольнения.
Что такое промежуточный ликвидационный баланс?
Промежуточный ликвидационный баланс – это документ, содержащий информацию об имуществе, имеющегося общества, перечень требований кредиторов и сведений об этих требованиях, о результатах рассмотрения требований.
Промежуточный баланс составляет комиссия после истечения срока, предусмотренного для заявления требований кредитора.
Промежуточный баланс подписывается руководителем комиссии (ликвидатором). Затем передается на утверждение высшего органа управления – общего собрания.Решение принимается единогласно.
В ЕГРЮЛ должна быть внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, в связи с чем ООО сразу после утверждения документа уведомляет регистрирующий орган.
Расчеты с кредиторами
Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке очередности, установленной законодательно.
Если при расчетах будет установлено, что имущества ликвидируемого общества недостаточно, то распределение будет осуществляться пропорционально суммам требований кредиторов соответствующей очереди.
Те же требования, которые не удовлетворят по причине недостаточности имущества, будут считаться погашенными.
Распределение имущества ООО, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, между участниками ООО.
Налоговые последствия для участников
Согласно пункту 7 статьи 63 ГК РФ, имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам (учредителям). В какой конкретно момент осуществляется передача имущества на основании составляемого передаточного акта?
Схематично можно отразить так: расчет с кредиторами – составление передаточного акта о передаче оставшегося имущества учредителям (участникам) – ликвидационный баланс (окончательный) – ликвидация, то есть внесение записи в ЕГРЮЛ.
Оставшееся имущество распределяется пропорционально долям участников в уставном капитале: у кого больше вклад, тот получит большую часть оставшегося имущества.
Имущество, которое передано и оформлено в собственность участника - физического лица, подлежит налогообложению на доходы физических лиц (НДФЛ), потому что такое имущество с позиций налогового законодательства – это доход.
Налоговая база определяется как разница между рыночной стоимостью имущества на момент приобретения имущества, и суммой, что фактически уплачена учредителем (участником) за долю. Имущество, переданное участнику – юридическому лицу, подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций. Данному вопросу посвящена глава 25 Налогового кодекса РФ.
Порядок прекращения деятельности ООО в связи с добровольной ликвидацией.
Какой документ отражает, что ООО прекратило деятельность?
По завершении всех расчетов с кредиторами в ООО утверждается ликвидационный баланс.
Напомним, что его составление входит в компетенцию ликвидационной комиссии. Затем ее председатель уплачивает госпошлину за ликвидацию, т.е. за внесение в ЕГРЮЛ сведений о завершении деятельности общества. Также подается соответствующее заявление на регистрацию таких сведений.
После их внесения в ЕГРЮЛ выдается «Лист записи» о ликвидации и Выписка из ЕГРЮЛ, отражающая сведения о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией.
Указанные документы являются подтверждением того, что процедура добровольной ликвидации завершена и общество прекратило деятельность.
Необходимо отметить, что после того, как процедура ликвидации будет окончена, у общества должны быть закрыты все банковские счета, также оно снимается с учета в налоговых органах и фондах (внебюджетных). Все важные документы ООО передаются на хранение в архив, а его печать уничтожается.
Порядок хранения документов ООО после завершения процедуры ликвидации
После ликвидации в архив передаются документы по личному составу: приказы об увольнении, перемещении, приеме; счета (лицевые) по зарплате работников, о вознаграждении по договору подряда; личные карточки работников, с которыми прекращены трудовые отношения.
Эти документы хранятся не менее чем пять лет. По истечении указанного срока при наличии письменного разрешения объединенного архива эти документы могут быть уничтожены. При этом уничтожение документов, у которых истекли сроки хранения, осуществляется после упорядочивания и представления в объединенный архив составленных описей на документы по личному составу долговременного срока хранения.
Как еще может быть ликвидировано ООО?
Наряду с описанной процедурой ликвидации есть еще несколько способов, используемых достаточно часто.
Один из них – так называемая ликвидация общества через продажу. По сути, это не является ликвидацией в полном ее смысле. Здесь происходит продажа участником своей доли. Следовательно, к другому лицу переходят полномочия по владению и управлению обществом, и это лицо назначает новые органы управления.
Следует понимать, что такой способ несет риск предъявления бывшему участнику различных требований, вытекающих из деятельности общества (которое продолжает существовать).
Подробно все процессы ликвидации компании рассмотрены в ментальной карте:
Другой способ – это реорганизация. Происходит она в форме присоединения, когда общество входит в состав другого юридического лица и, соответственно, прекращает свое существование в качестве самостоятельной единицы. В данном случае лицо, присоединившее к себе другое общество, является правопреемником ликвидированного в процессе реорганизации ООО.
Таким образом, можно отметить следующие черты, присущие ликвидации ООО:
- Ликвидация – это строго поэтапная процедура, которая начинается с принятия общим собранием участников соответствующего решения;
- Все необходимые действия в ходе ликвидации совершает ликвидационная комиссия (или ликвидатор);
- Работники, увольняемые в связи с ликвидацией, имеют право на получение компенсационных выплат;
- Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, пропорционально долям распределяется между участниками общества;
- Подтверждением ликвидации служит соответствующая запись в Едином государственном реестве юридических лиц.