Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?
Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.
Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.
Поскольку наше государство является демократическим, в нем соблюдается принцип разделения власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ. Такой порядок закреплен конституционно.
Поэтому эта ветвь власти ни от кого не зависит, является самостоятельной.
Общая характеристика системы исполнительной власти
На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.
А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике.
Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.
Основные признаки и понятия исполнительной власти
Как и любое явление, исполнительная власть имеет собственные признаки.
Один из главных признаков ее существования – наличие государства.
Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.
Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.
Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе.
Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан.
Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства.
В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью.
Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих.
Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин.
А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
Так вот, если госслужащий, рьяно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти.
Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия.
Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
Функции исполнительной власти:
- исполнительная функция — выполняет действующие законы;
- «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
- социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
- регулирующая функция —позволяет осуществлять функции госуправления;
- нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
- функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Права потребителей", где подробно объясняется порядок защиты Ваших прав
Или ТУТ вы узнаете о правовых нормах, регулирующих общественные отношения
Как происходит защита прав потребителей в суде:
Принципы деятельности исполнительной власти
Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.
Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:
- соблюдение демократизма;
- соблюдение законности;
- соблюдение федерализма.
В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:
- Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
- Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
- Принцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
- Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
- Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
- Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия. То есть, ряд управленческих решений принимается голосованием коллегиальным органом. Но непосредственное руководство осуществляет единолично руководитель этого органа, на которого и возлагается персональная ответственность за деятельность его подчиненных.
- Принцип линейности государственного управления, который обеспечивает прямые организационные связи между субъектами и объектом управления, то есть, между теми, кто руководит и их подчиненными.
- Принцип функциональности, позволяющий распределять функции управления по структурным подразделениям. Например, в ряде госучреждений имеются различные отделы или управления: строительства, развития, транспорта, юстиции, здравоохранения и т. д. Соблюдение этого принципа позволяет руководителю учреждения эффективно управлять ими посредством своих замов и начальников этих отделов. При этом с сотрудниками этих отделов руководитель контактирует редко и не регулярно.
Органы исполнительной власти
Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти представляют собой политическое учреждение, которое образовано для выполнения ее функции, для чего они наделяются государственно-властными полномочиями. Все просто.
Есть функции той или иной власти, и надо выполнять, для чего создаются специальные органы, осуществляющую свою деятельность в рамках предоставленных им полномочий.
Действуют эти органы на основе положений Основного закона РФ, а также законов, принятых законодательной властью.
Для регулирования деятельности каждого органа законодатель выдает определенный закон, который обязателен для выполнения служащими этого органа.
Так, сотрудники полиции и будут руководствоваться Федеральным Законом РФ «О полиции», а Федеральный Закон «Об обороне» будет касаться военнослужащих Министерства обороны.
Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти разделяются в зависимости от:
- федерального устройства;
- от объема и характера компетенции;
- порядка разрешения подведомственного вопроса.
В зависимости или в соответствии с федеральным устройства органы разделяются на органы исполнительной власти, которые включают Правительство, госкомитеты, главные управления, федеральные министерства, департаменты, надзоры и службы, агентства, и органы исполнительной власти.
В связи с разным объемом и характером компетенции они разделяются на органы:
- Общей компетенции — управляют большинством отраслей.
- Отраслевой компетенции – руководят отдельными отраслями управления (министерства, ведомства).
- Межотраслевой компетенции — ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Это и госкомитеты, и федеральные комиссии и надзоры.
- Смешанной компетенции, у которых есть признаки отраслевой и межотраслевой компетенций.
Из-за порядка разрешения подведомственных вопросов идет деление на единоначальные и коллегиальные органы.
В первых основные решения принимаются их руководителем. Например, это касается администраций и министерств.
А в коллегиальных органах решения принимаются коллегиально при голосовании большинством.
Так происходит в госкомитетах и правительстве.
Система органов исполнительной власти в РФ
Вертикальная связь, которая образуется между органами, соподчиненными между собой на основе разграничения функций между ними является системой органов исполнительной власти. Правительство РФ занимает высшую ступень в этой иерархии.
Далее идут федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов федерации.
Проблемы развития системы исполнительной власти в РФ
Основной видимой проблемой развития системы российской исполнительной власти специалисты видят в ее двойственности.
Она заключается в том, что полномочия этой власти разделились между Правительством и главой государства, президентом.
Это проявляется в том, что первое управляет материальными и финансовыми потоками, на выходе получаем какой-то определенный экономический результат, за который политически ответственен президент.
Фактически сложилась ситуация, что в систему органов исполнительной власти встроенный глава государства, а это никак не предусмотрено Основным законом страны.
Такая ситуация привела к тому, что на деятельность исполнительной власти оказывает влияние сразу несколько центров.
У них не всегда одинаковый взгляд на одни и те же процессы, они по-разному вырабатывают и принимают решения.
Привести их к какому-то золотому сечению, найти общий знаменатель – невозможно.
А это вызывает острую необходимость выработать сложный механизм согласования таких решений.
Поэтому следует найти тот вариант организации российской власти, который бы дал выход из сложившейся ситуации.
Либо это будет дальнейшее встраивание президента в вертикаль исполнительной власти, в которой он возглавит ее, либо ему останется функция координации ветвей власти.