Франчайзинг, или продажа прав на использование технологий и торговых марок, частое явление в современном бизнесе.
В нашей стране он стал широко распространённым только в последние годы, поэтому российским предпринимателям необходимо тщательно изучить все аспекты договора франчайзинга.
Какие пункты в договоре являются обязательными и какие необходимо в него внести для беспрепятственного ведения бизнеса.
Коммерческая концессия

Франчайзинг (в российском варианте – коммерческая концессия) – деловые отношения между субъектами рынка, суть которых заключается в передаче за определённое вознаграждение права на использование лицензированной бизнес-модели для ведения бизнеса.
Сторонами, участвующими в концессии, являются правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи). Франчайзинг подразумевает также использование брендов и товарных знаков правообладателя.
Целью франчайзинга является продвижение товара (услуг, работ), который производит франчайзер, на рынке. Она определена в Гражданском Кодексе России (статья № 1027, пункт 2; статья № 1030, пункт 2 и статья № 1032).
Цитата
Пользователь получает от правообладателя не только товар (опыт, производственные навыки, технологии), но и исключительные права на его использование. Правообладатель получает вознаграждение и расширяет рынок сбыта. |
Согласно статье № 127 франчайзер и франчайзи во время заключения договора должны быть предпринимателями. В интересах пользователя (франчайзи) в законах существуют положения (статьи №№ 1033-1035 ГК России), ограничивающие автономию правообладателя при заключении и осуществлении договора.
Франчайзинг не может осуществляться государственными, муниципальными или некоммерческими организациями.
Предметом договора франчайзинга являются права на интеллектуальную собственность, направленных на индивидуализацию товара (услуг, работы). Это права на коммерческую охраняемую информацию, на фирменное наименование, на знаки обслуживания и товарные знаки.

Форма договора определяется в статье № 1028 российского Гражданского Кодекса. Заключаться он должен в обычной письменной форме и в обязательном порядке должен пройти процедуру госрегистрации.
Содержание договора регламентирует обязанности и права сторон, определяет размер вознаграждения и сроки действия коммерческой концессии.
Госрегистрация производится тем же органом, которым был зарегистрирован франчайзер в качестве правообладателя. Если франчайзером является предприниматель, зарегистрированный в этом качестве в другом государстве, следует обратиться в орган, зарегистрировавший пользователя (франчайзи) в качестве предпринимателя.
Цитата
Цена договора – это вознаграждение, которое выплачивает франчайзи франчайзеру согласно статье №1030 ГК России. |
По своей природе права на использование интеллектуальной собственности уникальны, поэтому размер вознаграждения в каждом случае франчайзинга будет разный. Способы определения срока действия договора предусмотрены в статье №190 ГК России.
Если при составлении договора срок коммерческой концессии не указывается, он считается заключённым бессрочно. В этом случае любая из сторон может его расторгнуть, за шесть месяцев уведомив другую сторону о своих намерениях.
Виды франчайзинга
Существуют четыре основных вида франчайзинга:
- Производственный. Он заключается в том, что франчайзер передаёт в пользование технологию (запатентованную) изготовления продукта, обеспечивает пользователя сырьём и контролирует производственный процесс.Типичный случай такого франчайзинга – выпуск региональными заводами безалкогольных напитков известных марок «Пепси», «Кола» и т. д. Этот вид коммерческой концессии наиболее эффективен.Такой франчайзинг похож на лицензионный договор, но в данном случае дело не ограничивается только продажей рецепта производства, это система взаимоотношений в течение длительного времени.Как правило, кроме основного договора отношения регламентируются специальным руководством по франчайзингу (разработанным и запатентованным франчайзером).Производственный франчайзинг строго регламентирует деятельность фрайнчази, но в случае выполнения всех требований даёт гарантированную прибыль.
- Специализация труда и разделение производства.
- Выпуск новой продукции в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.
- Обеспечение экономичности.
- Расширение производства и увеличение объёмов выпускаемой продукции.
- Гибкость производства и освоение новых рынков сбыта.
Надо отметить, что всё это идёт на пользу обеим договаривающимся сторонам.Удачным примером товарного франчайзинга служит деятельность компании «Дженерал Моторс», которая до сих пор сохранила лидирующие позиции в автомобильной промышленности.В России таким примером является деятельность компании «Ле Монти», но это скорее исключение.На российском рынке активно используются безналичные (вексельные и зачётные) схемы расчётов, что мешает развитию товарного франчайзинга. - Сервисный. Это гибридный вид франчайзинга, обычно такого рода концессии распространены в сфере услуг. Франчайзи покупает право оказывать определённые услуги, используя торговую марку франчайзера.Он пользуется несколькими запатентованными правами, делает взносы в рекламный фонд и по сути становится одним из представителей головной компании. Пользователь обязан строго соблюдать весь технологический процесс, соответствовать фирменному стилю (одежда служащих, дизайн помещений) и соответствовать всем стандартам.Ярким примером такого вида коммерческой концессии являются сети предприятий «быстрого питания» - Макдональдс, Блинка и т. д. Здесь главным условием удачного франчайзинга становится высокое качество предоставляемых услуг и обслуживания.Совместная маркетинговая политика оказывает почти гипнотическое действие на потребителя, он идентифицирует пользователя и правообладателя. Это становится ещё одним стимулом для развития франчайзинга.Коммерческие концессии удачно развиваются в любых сферах услуг: в туристском бизнесе, деятельности в сфере образования, в области трудоустройства.Всё чаще на российском рынке появляются предложения франшизы – полного пакета оборудования, услуг, технологий и прав.
- Франчайзинг бизнес-формата. В этом случае франчайзер, кроме всего прочего, передаёт разработанные им способы ведения и организации бизнеса.Франчайзи становится реальным участником корпоративной системы. В этом случае все участники договора должны работать по одной и той же методологии, в одном и том же стиле и соблюдать корпоративные интересы.Франчайзинг бизнес-формата даёт возможность расширять бизнес не только внутри одной области и сопредельных областях, но и интенсивно развиваться в других направлениях.Например, автозаправка на трассе с большой проходимостью в идеале должна предоставлять клиенту ряд других услуг – дать возможность привести себя в порядок, перекусить, купить необходимые вещи или позвонить.Значит франчайзи имеет возможность организовать ещё несколько независимых пунктов обслуживания, используя при этом фирменный стиль франчайзера.
Обязательства сторон
Согласно статье № 1031 ГК РФ правообладатель обязан:
- Передать пользователю необходимую коммерческую и техническую информацию; информацию для осуществления предоставляемых пользователю прав и подробную консультацию по всем вопросам, связанных с концессией.
- Выдать лицензии, предусмотренные договором.
- Обеспечить оформление договора и его регистрацию в надлежащем органе.
- Давать все необходимые пользователю консультации и содействовать в обучении персонала и повышении его квалификации.
- Осуществлять контроль за качеством услуг и товаров, которые будет осуществлять или производить пользователь.
- Использовать при осуществлении коммерческой деятельности наименования и торговые знаки, которые определены правообладателем.
- Обеспечивать надлежащее качество товаров, услуг и работ, производимых им на основании договора франчайзинга.
- Оказывать потребителю все услуги, которые предоставляет правообладатель.
- Не разглашать технологических и прочих секретов правообладателя.
- Соблюдать указания и инструкции правообладателя, оговоренные в договоре.
- Уведомлять потребителя о том, что товарные знаки и фирменные наименования используются в соответствии с договором франчайзинга.
- Своевременно выплачивать вознаграждение (роялти) за использование предоставленных ему франчайзером прав на интеллектуальную собственность.
Цитата
Вам наверняка будет интересно узнать как действует закон о банкротстве физических лиц Или почитайте ЗДЕСЬ как правильно оформить договор безвозмездного оказания услуг |
Особенности договора
Правообладатель несёт субсидиарную ответственность, если качество предоставляемых франчайзи товаров и услуг вызывает нарекания у потребителей – то есть при предъявлении претензий франчайзер отвечает солидарно с франчайзи.
Сторонами договора франчайзинга являются, как правило, крупное предприятие (франчайзер) и малое предприятие (франчайзи). В договоре содержатся специфические требования к франчайзи, которые обязательно надо учитывать при его заключении.
Цитата
Для франчайзи важным пунктом договора будет предоставление ему исключительных прав на определённую территорию, это защитит его от появления на ней конкурентов, использующих тот же товарный знак. |
В договоре должны быть чётко прописаны финансовые требования, размеры и сроки роялти, возможность предоставления отсрочки. Важным пунктом договора является пункт о расторжении соглашения в случае потери трудоспособности или смерти франчайзера (франчайзи).
Обязательным в договоре является также пункт о защите торговой марки и компенсации за её незаконное использование. Франчайзер не имеет права диктовать франчайзи ценовую политику.
Включение тех или иных пунктов в договор целиком зависит от желания договаривающихся сторон (кроме обязательных, предусмотренных в ГК РФ), но приступая к составлению договора, обе стороны должны отчётливо представлять свои права и обязанности.

Предметом франчайзинга является право на использование репутации, имени и способов ведения бизнеса, поэтому нужно чётко определить конкретные объекты франчайзинга и убедиться в том, что они действительно защищены от использования другими лицами или компаниями.
Франчайзи должен быть уверен в эксклюзивности передаваемых ему прав. Исключительность их должна быть зафиксирована в договоре, а также территория, на которой она будет действовать.
В случае если франчайзер будет поставлять товары для реализации, в договоре могут быть указаны квоты. Франчайзи может быть предоставлена возможность продавать права другим лицам (отношения субфранчайзинга).
Цитата
Специфика отношений коммерческой концессии часто предполагает передачу рабочих инструкций и техдокументации, обучение персонала, осуществление консультативной поддержки, поставку материалов и оборудования – всё это следует прописать в договоре. |
Отдельный раздел договора – это плата за пользование лицензией, её размер и сроки. Здесь же указывается способы внесения платы – единовременный взнос или периодические платежи в виде отчислений от полученной прибыли.
В договоре обычно жёстко регламентируются обязанности франчайзи по строгому соблюдению фирменного стиля и соответствию стандартам, установленным франчайзером. Пользователю нужно внимательно их изучить во избежание возможных недоразумений.
Документы, необходимые для заключения договора франчайзинга
При составлении договора должны быть предоставлены:
- Копия свидетельства о регистрации.
- Лицензии на право осуществлять деятельность.
- Патенты.
- Техническая документация, описывающая технологические процессы и используемое оборудование.
- Перечень поставляемых товаров, услуг и оборудования.
Образец договора франчайзинга