У каждого человека в определенный момент возникает необходимость прописаться в квартире.
Сейчас прописку официально называют регистрацией по месту жительства, однако сути вопроса это не меняет.
Рассмотрим, какие документы необходимы для регистрации в квартире, в какой государственном учреждении можно прописаться, каковы пути решения наиболее частых проблем, которые с этим связаны.
Нормативная база
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право зарегистрироваться у собственника жилья, если у него имеется на это разрешение собственника или договор безвозмездного пользования этим жильем.
Собственник жилья имеет право распоряжаться своим недвижимым имуществом так, как посчитает нужным.
Поэтому он может самостоятельно зарегистрироваться в своем жилье, а также зарегистрировать в нем других граждан.
Основными статьями закона, которые регулирует все вопросы, связанные с пропиской, являются статья 209 Гражданского кодекса, а также статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Необходима ли регистрация
По законам Российской Федерации каждый человек обязан иметь временную или постоянную регистрацию по месту проживания.
Однако также по закону РФ отсутствие регистрации не может служить причиной ограничения свободы человека, его прав и условий их реализации.
Каждый человек имеет право на труд, социальное обеспечение, обучение его детей и квалифицированную медицинскую помощь.
Именно эти права человека должны соблюдаться вне зависимости от того, имеется прописка или нет.
Однако на самом деле большинство своих прав человек может осуществить только в том случае, если у него есть хотя бы временная регистрация.
Если человек прибыл в другой город на временное или постоянное место жительства, он обязан в течение трех месяцев оформить регистрацию по месту пребывания.
Это и есть временная прописка.
Если гражданин имеет постоянную прописку в другом или этом же городе, то он также может получить временную регистрацию по другому адресу, а постоянная прописка при этом никуда не девается.
Для осуществления законного права человека на труд большинство предприятий или частных предпринимателей требуют хотя бы временную регистрацию, а многие – только постоянную прописку.
Кроме того, только наличие постоянной прописки позволяет вам получить в своей поликлинике полис медицинского страхования бесплатно.
Также большинство родителей сталкиваются с тем, что не могут отдать детей в детские сады или школы, если хотя бы один из родителей не имеет регистрации.
Кредиты в банках, оформления кредитных и расчетных карт и многие другие банковские услуги также невозможны, если у вас нет хотя бы временной регистрации.
Поэтому если вы хотите обладать всеми правами гражданина России, необходимо в обязательном порядке сделать прописку или хотя бы временную регистрацию.
Это даст вам возможность пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, отдать детей в сады и школы, а также официально оформиться на работе.
Порядок прописки в своей квартире
Вне зависимости от того, приобрели вы квартиру, получили ее в наследство или в подарок, порядок прописки в новом жилище одинаковый, если не считать договора основания.
Для начала рассмотрим порядок прописки гражданина, не состоящего на учете в военкомате
Порядок прописки:
- В первую очередь вам необходимо выписаться с предыдущего места регистрации. Если вы были зарегистрированы в пределах того же города, то данный пункт можно опустить. Паспортный стол самостоятельно может выписать вас, когда будет прописывать по новому адресу. Однако если вы не выпишитесь предварительно, то время регистрации в новой квартире может увеличиться до месяца.
- В паспортном столе напишите заявление. За детей в возрасте до 14 лет заявление пишут их представители.
- Если вы решили не выписываться с предыдущего места регистрации самостоятельно, то необходимо также заполнить форму на снятие вас с регистрации.
- В заявлении о регистрации следует указать, каким документом вы подтверждаете ваше право прописаться в новой квартире.
- Вам назначат день, когда вы можете забрать паспорт со штампом о прописке в новой квартире.
Для регистрации в квартире вам также понадобятся такие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении ребенка до 14 лет;
- договор, на основании которого вы стали владельцем данного жилья, например завещание, дарственная или договор купли-продажи;
- свидетельство о вашем праве на собственность данного жилья.
Если вы решили предварительно выписаться с предыдущего места жительства, то дополнительно можете представить листок убытия.
Рассмотрим порядок прописки для граждан РФ, которые состоят на учете в военкомате
Достаточно часто работники паспортного стола требуют от военнообязанных граждан, чтобы они сами снялись с учета в военкомате и встали на учет в новый военкомат по месту будущей прописки.
Однако данное требование является незаконным, и вы можете смело заявлять им об этом.
Порядок прописки:
- Заполнить форму №6 в паспортном столе, а также заявление о снятии с регистрации, если вы решили самостоятельно не выписываться с предыдущего места жительства.
- Сотрудник паспортного стола заполняет форму №9 и отдает ее вам.
- Далее необходимо сняться с учета в вашем военкомате. В том случае, если в городе всего один военкомат или новое место жительства имеет отношение к тому же военкомату, что и предыдущее, необходимо только оповестить его сотрудников о смене места регистрации. Работник военкомата подписывает вам карточку регистрации и ставит штамп о постановке на учет в вашем военном билете.
- Сотрудникам паспортного стола необходимо отдать все документы, включая военный билет с новым учетным адресом.
- Сотрудник паспортного стола проверяет необходимые документы, заявления и заполненные формы и назначает дату, когда вы можете забрать свой паспорт со штампом прописки. Срок оформления регистрации может составлять до двух недель.
Для регистрации в квартире вам понадобятся такие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- военный билет;
- все документы, подтверждающие ваше право на квартиру, где вы хотите прописаться, например договор купли-продажи или дарственная.
Порядок регистрации в чужой квартире
Если вы хотите прописаться в квартире, которая вам не принадлежит, например у родственников или знакомых, то порядок действий практически такой же, как и при прописке в своем жилье, однако дополнительно потребуются определенные документы.
Порядок прописки:
- В первую очередь вам необходимо выписаться с предыдущего места. Если вы меняете регистрацию в пределах одного города, то самостоятельно можете не выписываться. Однако в этом случае время оформления прописки может составлять до месяца.
- Все владельцы жилья должны написать заявление о том, что они согласны, чтобы вас зарегистрировали по соответствующему адресу. Это необходимо делать даже при оформлении временной регистрации. В некоторых паспортных столах разрешается написать одно заявление от имени всех владельцев жилья.
- Сотрудник паспортного стола проверяет все заявления, формы и документации, а также назначает время, когда гражданин сможет забрать свой паспорт с пропиской. Регистрация может быть оформлена за несколько часов, а может занять до двух недель.
Для регистрации в чужой квартире вам понадобятся такие документы:
- паспорт;
- свидетельство о рождении для детей, возраст которого не достиг 14 лет;
- листок убытия, если вы решили самостоятельно сняться с регистрации по предыдущему месту жительства.
Перечень документов от владельцев жилья:
- паспорт,
- договор основания,
- свидетельство о регистрации права на жилье.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Как зарегистрироваться по месту пребывания", где подробно рассказано куда обращаться и какие документы вам понадобятся
Или ТУТ вы узнаете о порядке регистрации иностранных граждан
Как происходит признание договора дарения недействительным:
Прописка без присутствия собственника жилья
Существуют варианты прописки без присутствия собственника.
Безусловно, речь идет только о законных способах.
Стоит отметить, что многие паспортные столы отказывают гражданам в такой услуге, объясняя это тем, что опасаются мошенников.
Нотариальная доверенность
Собственник должен предварительно оформить нотариально заверенную доверенность на человека, который от его лица имеет право заполнить форму в паспортном столе.
Нотариально заверенное заявление
Владелец жилья может написать заявление в присутствии нотариуса, который его заверит.
Форму заявления вам может представить нотариус. Безусловно, такая услуга платная.
С таким заявлением вы сможете оформить прописку, приложив также свой паспорт, документацию на жилье и другие необходимые документы.
Решение суда
Если в судебном порядке было доказано ваше право проживать в квартире.
К примеру, в этой квартире прописан ваш несовершеннолетний ребенок или если вы постоянно на протяжении трех лет проживаете по этому адресу.
Заключение
Временная или постоянная регистрация по месту проживания просто необходима.
Именно она даст вам право на бесплатную медицинскую помощь, обучение ваших детей в школах и детских садах, труд и другие гражданские права.
Паспортный стол – основная организация, которая занимается регистрацией.
Зарегистрироваться можно как в своей, так и в чужой квартире с согласия владельцев.
Для этого все собственники квартиры должны написать заявление.
Прописаться в квартире можно и без присутствия владельца.
Чтобы это сделать, вы должны иметь решение суда, нотариальную доверенность или заверенное заявление владельца жилья.